Ежик в тумане — как режиссер Юрий Норштейн создал свой знаменитый мультфильм
Мультфильм «Ежик в тумане» собрал больше 35 международных наград и всесоюзных премий. Одни считают его сказкой, другие — философской притчей. Продолжая проект «Азбука российской культуры», «Сноб» публикует текст на букву Ё — о том, как была создана самая знаменитая лента Юрия Норштейна.
Земную жизнь пройдя до половины…
С самого начала работу над мультфильмом сопровождали сложности. Во-первых, студия «Союзмультфильм» не выделила съемочный станок, и Норштейну вместе с командой пришлось для начала взяться за молоток и гвозди, чтобы соорудить сложную конструкцию для съемок. Но вообще понять киностудию можно. Это сейчас мы знаем, что у Норштейна получился шедевр, но как это можно было понять до создания мультфильма? Как описать образы и аллегории мультфильма художественной комиссии? Голая фабула не сказать что потрясает воображение. Ежик идет через лес к другу-медвежонку, теряется в тумане, плутает по лесу, потом падает в речку и его спасает некая сила. Очень захватывающе.
Сложность была и в том, что Норштейн и сам не всегда четко представлял, что же именно у него должно получиться. Впрочем, это была характерная особенность творческого метода, которую режиссер объяснял так:
«Да, я никогда не знаю, как закончится фильм, — это мое постоянное состояние. И не потому, что я такой идиот. Я, конечно, могу придумать, что будет в итоге, но то, что я придумал, никогда не совпадет с тем, что в итоге получится. Картина сама дает мне направление».
Сюжет «Ежика» основан на одноименной детской сказке Сергея Козлова, но комиссии сюжет маленькой сказки размером в одну страничку не показался особенно интересным. Именно тогда, пытаясь объяснить свой замысел, Норштейн и выдал цитату из «Божественной комедии» Данте Алигьери: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Суть задумки, по словам режиссера, была такова:
«Ежик ходил все время к Медвежонку в гости и однажды заблудился в тумане. Когда он вышел из тумана, он был уже другим».
Удивительно, но эта идея, пусть и со скрипом, прошла комиссию, и работа закипела.
Туман
Важнейшая роль в создании мультфильма принадлежала кинооператору Александру Жуковскому. В мультипликацию он пришел из документального кино, после того как на съемках получил травму, которая потребовала отказаться от «подвижных» съемок. Норштейн отзывался о нем так:
«Он был больше, чем кинематографист, больше, чем кинооператор. Он очеловечивал пространство. Я не могу сказать “он снимал”. Нет. Он воздействовал на камеру всем своим существом, всем своим составом на свет, на пленку, на рисунок. Он одухотворял обычные стекла, обычный целлулоид. Разницы между огромным павильоном и мультипликационным станком для него не было».