Понедельник 13 сентября 1999 года
Esquire воссоздает хронику одного дня, который мог бы стать самым обычным, если бы не произошла трагедия.
3:30 Вторая чеченская идет уже месяц: боевики Басаева и Хаттаба от пограничных стычек перешли к полноценной войне – вторглись в Дагестан.
Боевики заходили в Дагестан со стороны Веденского района Чеченской Республики. Их поддерживали ваххабиты Кадарской зоны – нескольких сел в Буйнакском ущелье. Полевые командиры надеялись отбросить федеральные силы и местное ополчение, завоевать Кавказ и основать новый халифат. Кадарская зона вскоре пала – вместе с таинственным «бригадным генералом» Джайруллой.
4:30 Объявлен траур по жертвам взрывов 31 августа и 8 сентября в Москве и 4 сентября в Буйнакске, в результате которых погиб 171 человек. Никто еще не подозревает, что список жертв рано закрывать.
Эксперт*: «Чеченские сепаратисты отреагировали серией терактов на действия федеральных войск против рейда в Дагестан. Прослеживается логическая цепь: 16 июня – захват больницы в Буденновске, 4 сентября – Буйнакск, 8 сентября – Москва. Все это происходило на фоне попытки поднять исламистское восстание в Дагестане».
5:00 В подвале дома №6, корпус 3 по Каширскому шоссе взрываются полтонны кустарно изготовленной смесевой взрывчатки. Кирпичная восьмиэтажка рушится, погребая жильцов под обломками.
5:01 В соседнем доме осыпаются лестничные пролеты, стены покрываются трещинами. Люди в панике бегут на улицу и собираются на детской площадке.
5:15 Добровольцы, охранявшие свои дома после терактов в Буйнакске и на улице Гурьянова в Москве, начинают расходиться – они еще не знают о новом взрыве.
5:20 Максиму Мишарину – 24. Он просыпается не от взрыва, а от падения. Его придавило обломками, Максим видит, как из соседних домов выходят люди.
5:27 Придавленный плитами 46-летний Юрий Сафонцев хочет крикнуть: «За руки давайте тяните меня», но ему не хватает сил. Юрия вытаскивают спасатели. Он показывает рукой на рот, и его поят из пожарного шланга. Мишарина и Сафонцева увозят медики – больше выживших обнаружить не удается.