Ирина Алексеенко
Биолог, 33 года
Ирина Алексеенко десять лет работает над созданием препарата для лечения рака АнтионкоРАН-М. В прошлом году о проекте написали все ведущие медицинские журналы, ученый выиграла главный приз акселератора GenerationS и получила восемь миллионов рублей на свои исследования. Только этих денег ей не хватит для начала испытаний на людях. Их не хватит вообще ни на что.
Встретиться с Алексеенко непросто. Она заканчивает поздно вечером то в одной части города, то в другой. После регистрации своей компании Ирине пришлось решать задачи, с которыми не сталкивается обычный научный сотрудник: искать инвесторов, общаться с патентным ведомством, руководить людьми в лабораториях; параллельно она читает лекции про то, как создать ГМО в домашних условиях и проводит опыты на мышах.
– Разберемся сразу, – начинает Алексеенко, – рак на продвинутых стадиях вылечить нельзя. Все разговоры про то, что ученые победили рак или победят завтра, – абсолютная ерунда. Это единственная болезнь, которая с невероятной скоростью вырабатывает устойчивость к препаратам.
Ее лекарство предназначено для лечения рака головы и шеи; в России это 50 тысяч пациентов в год. «Из них 37 процентов умрут в первый год после постановки диагноза, поскольку эффективного метода лечения до сих пор не было». АнтионкоРАН-М работает как бомба замедленного действия. На первом этапе нанокапсула с молекулой ДНК попадает в опухоль.