Аслан Гайсумов
Художник, 25 лет
О чеченском художнике Аслане Гайсумове заговорили пять лет назад, когда его истрепанные книги из серии «Без названия (война)» появились на биеннале молодого искусства. Сегодня он самый молодой автор в коллекции Эрмитажа, а его персональная выставка прошла в Антверпене. Гайсумов учится в Генте, часть времени проводит в Бельгии, а часть – в Чечне, откуда бежал с семьей в войну 1995-го. Он категорически отказывается общаться с прессой устно, и на вопросы Esquire ответил по почте, попросив не менять стиль речи. Мы публикуем это интервью без изменений.
Как и когда вы поняли, что хотите стать художником? Это произошло после переезда в Москву? Вы говорили, что вам было все равно, в какой вуз поступать, – лишь бы вырваться в мирную среду. Вам хотелось творчески себя выражать?
Мне сложно ответить на вопрос «когда я хотел стать художником», моего решения и желания здесь нет, так же как и со многими событиями в моей жизни, так получилось. И это вопрос – стал ли я художником?
Сейчас вас хорошо знают как художника, который говорит о войне. Есть ли что-то еще, о чем вам хочется сказать в данную минуту? К каким темам вы хотели бы апеллировать?
Если меня знают как художника, который говорит только о войне, значит не хорошо знают.