Эпоха Girlboss: как ярлык «успешного успеха» мешает женщинам вести бизнес
Хэштег #Girlboss должен был поддержать предпринимательниц, но повесил на них ярлык и создал больше проблем, чем помог. У женщин по-прежнему меньше доступа к венчурному финансированию, зато за провалы их судят гораздо строже. Разбираемся, почему основательницы компаний стараются уйти от гендерно-окрашенного нарратива и избегают СМИ.
В октябре 2021 года соосновательница Rent the Runway Дженнифер Хайман вывела на биржу свою компанию, которая продает одежду по подписке. Компания, существовавшая уже 12 лет, на тот момент оценивалась в $1,7 млрд, а доля Хайман в 5,1% стоила почти $49 млн. 41-летняя предпринимательница — одна из всего лишь 25 американок за всю историю, которые смогли вывести созданные ими компании на биржу. IPO Rent the Runway вдвойне примечательно тем, что посты финансового и операционного директоров также занимали женщины.
Хайман, две ее дочери и ключевые сотрудницы отметили это событие дождем из розовых конфетти на украшенном цветами подиуме в зале Nasdaq. Но несмотря на стереотипные проявления «женственности», слово «girlboss» (англ. «начальница», «сильная женщина») Хайман не стала бы использовать для описания момента. «Мы создали ложный нарратив, потому что увидели два-три примера женщин, которые создали свой бизнес и по случайному совпадению имели множество подписчиков в соцсетях, и назвали это «эпохой Girlboss», ― говорит Хайман. — Эпохи Girlboss никогда не существовало».
Но это не так.
Женщина-босс
В 2014 году 30-летняя София Аморузо, основательница розничной сети Nasty Gal, опубликовала автобиографию под названием #Girlboss. За восемь лет Аморузо превратила Nasty Gal из стартапа с eBay в бизнес с $40 млн инвестиций, клиентами в 60 странах и оффлайновым магазином на Мелроуз-авеню в Лос-Анджелесе. Книга 18 недель оставалась в списке бестселлеров New York Times, и успех подтолкнул Аморузо к запуску Girlboss Radio — подкаста, в котором она брала интервью у других бизнесвумен.
Рассуждения Хайман о феномене Girlboss вызваны новостью о том, что 37-летняя основательница Glossier Эмили Вайс покидает пост CEO компании, которую создала в 2014 году, и после отпуска по уходу за ребенком станет председателем совета директоров. Косметическая компания Вайс стала гигантом стоимостью $1,8 млрд тогда же, когда набирала популярность идея Girlboss.
Примерно в тот же период онлайн-ритейлер J.Crew включил Outdoor Voices, основанную Тай Хейни компанию по производству одежды для спорта и отдыха, в рубрику «Наши любимые бренды». Осенью 2015 года Хейни открыла первый оффлайновый магазин Outdoor Voices в Остине. Позднее 27-летняя Хейни привлекла в Outdoor Voices более $60 млн от таких инвесторов как General Catalyst, GV и бывший генеральный директор J.Crew Мики Дрекслер.
В том же году два бывших топ-менеджера ритейлера Warby Parker, Стеф Кори и Джен Рубио, основали Away — компанию по производству «умных чемоданов», которая позволила Кори попасть на обложку Forbes в ноябре 2018 года. В 2019 году компания была оценена в $1,4 млрд. На следующий год после появления Away Одри Гелман основала The Wing — коворкинг только для женщин, в котором проходили выступления известных спикеров вроде Кристиан Аманпур и Хиллари Клинтон. Амбициозные женщины платили до $2700 в год за членство в Wing, и до начала пандемии в 2020 году оценка компании достигала $400 млн.
Благодаря столь стремительному успеху все эти женщины скоро получили ярлык Girlboss — многие из них были к тому же молодыми, красивыми и белыми. А когда их блестящие бренды через несколько лет после взлета терпели поражение, злорадству не было конца. Бренду Аморузо не помог остаться на плаву даже сериал Netflix под названием #GIRLBOSS: в 2016 году компания заявила о банкротстве и год спустя была продана The Boohoo Group за $20 млн, тогда как, по данным PitchBook, в 2014 году ее рекордная оценка достигала $86 млн. В начале 2020 года Хейни из Outdoor Voices столкнулась с критикой своих лидерских качеств: коллеги тайком рассказывали журналистам, что она «избалована и эксцентрична». К марту того же года Хейни была вынуждена покинуть компанию, которую сама же основала. Тогда же в СМИ обсуждали стиль управления Кори и Гелман, и в результате в 2020 году, на пике пандемии, обе они покинули посты CEO в своих компаниях.