Экспресс на орбиту: как Россия опередила SpaceX Илона Маска
Впервые космический корабль достиг МКС за 4 часа вместо двух суток. Какой эффект это окажет на государственную и частную космонавтику?
400 километров — это не очень много. На машине по хорошей трассе можно доехать часа за четыре, даже с учетом санитарной остановки. Для «Сапсана» это меньше двух часов, пассажирский самолет справится меньше чем за 60 минут. А вот для космонавтов путь на Международную космическую станцию (МКС) и сейчас чаще всего длится двое суток.
Однако 10 июля 2018 года прошел почти незамеченный прорыв, которым мы обязаны российской космонавтике. Нашим специалистам удалось запустить на МКС грузовой космический корабль «Прогресс МС-09» по новой двухвитковой схеме — всего за три с половиной часа от старта до стыковочного узла. На самом деле подобная схема способна в будущем сильно облегчить работу на орбитальных станциях. За счет чего?
Почему так сложно?
Тем, кто следит за космическими стартами, кажется, что после вывода космического аппарата на орбиту самое сложное уже позади. На самом деле после этого работа Центра управления полетами (ЦУПа) только начинается. Ведь к Международной космической станции космический аппарат должен подлететь почти с той же скоростью и требуемым фазовым углом, что и у нее самой. А это не так просто. Да, орбита МКС достаточно устойчива, но вот Земля постоянно вращается. Из-за этого на экране Центра управления полетами мы видим волнообразную линию движения станции.
То есть для того, чтобы обеспечить нормальную стыковку, в момент, когда станцию и корабль освещает Солнце, на требуемой орбите следует запускать ракету-носитель четко в расчетное время. Кроме этого, чрезвычайно важно как можно точнее рассчитать требуемую орбиту, с которой космический «грузовик» или пилотируемый корабль начнет «нагонять» станцию. За это отвечает специальная группа прицеливания, инженеры рассчитывающие траектории полета.