Над Питером сгустились тучи
СПБ Бирже придется искать новые направления для бизнеса — торговля иностранными ценными бумагами вряд ли сможет воспрянуть в обозримом будущем

Период острой конкуренции Мосбиржи и предлагающей торговлю иностранными акциями СПБ Биржи закончился. Обороты обеих площадок драматически снизились, но если интерес к отечественным бумагам в среднесрочной перспективе может вернуться, то что делать с иностранными акциями, большинству инвесторов непонятно.
Бедная жатва
В июле текущего года оборот торгов зарубежными бумагами на СПБ Бирже оказался на 77% ниже, чем в июле 2021-го. Уменьшается и число активных счетов инвесторов.
Напомним, Санкт-Петербургская биржа — детище НП РТС (20,2%) и ряда брокеров и банков (у Совкомбанка 12,93% акций, у Freedom Holding до недавнего времени было 12,82%, у «ВТБ Капитала» 10,77% и т. д.). В конце 2014 года площадка запустила торги иностранными ценными бумагами, а в 2016-м подвела под них базу — механизм так называемого роутинга, позволивший российским инвесторам покупать акции по всему миру на западных площадках через российских брокеров (подробнее см. «Вложиться в Apple в России», «Эксперт» № 27 за 2016 год).
С 2018 года у Санкт-Петербургской биржи, как, впрочем, и у Мосбиржи, начался серьезный рост оборотов и приток частных инвесторов. Происходило это из-за снижения ставок по депозитам — люди хотели найти им более выгодную альтернативу.
«Перманентный рост американского фондового рынка — а основным спросом на СПБ Бирже пользовались именно акции США — плюс проблемы российского рынка, где ликвидность всегда была в двух-трех эмитентах, привлекли на СПБ Биржу большое количество российских инвесторов», — объяснил «Эксперту» генеральный директор SR Consulting Денис Соловьев.
Между тем у таких торгов была и обратная сторона. «Биржа должна приносить экономике пользу, а в случае с торгами иностранными бумагами эта польза была весьма невелика. Да, благосостояние игроков росло, но прирост уходил опять же на инвестиции. Так что в целом это была игра с нулевой суммой», — считает Денис Соловьев.
В 2021 году произошло знаковое событие. Санкт-Петербургская биржа обошла по объему торгов рынок акций Мосбиржи. Тогда казалось, что потенциал СПБ Биржи безграничен — как и глубина мирового рынка. Биржи начали вести серьезную конкуренцию, залезая на территорию друг друга. Например, Мосбиржа запустила торги иностранными бумагами. А Санкт-Петербургская биржа — торги российскими бумагами.

Но сейчас, похоже, эпоха жесткой конкуренции двух бирж подходит к концу — по крайней мере, на текущем этапе. После 24 февраля на российском фондовом рынке наступила новая реальность. Обороты драматически упали у обеих площадок, но последние два месяца рынок акций Мосбиржи снова превосходит СПБ Биржу по объему торгов. Причина в проблемах, с которыми столкнулись российские держатели иностранных бумаг. Напомним, часть иностранных ценных бумаг невозможно продать или получить по ним дивиденды: из-за санкций Запада разрушены мосты между российской и западной инфраструктурой. Euroclear и Clearstream перестали обслуживать Национальный расчетный депозитарий (НРД). «Бест Эффортс Банк», депозитарий СПБ Биржи, перевел бумаги из НРД на неторговые счета.
Центробанк, в свою очередь, в конце мая заблокировал в России на полгода торги некоторыми иностранными бумагами. Большинство из них ранее проходило первичный листинг в США и хранилось в НРД.
Санкт-Петербургская биржа со своей ставкой на зарубежные ценные бумаги сегодня попала в тупик. Как говорит аналитик «Финама» Игорь Додонов, резко выросшие риски блокировки зарубежных акций заметно снизили интерес к ним со стороны розничных инвесторов. «При этом в правительстве обсуждают возможный запрет на покупку неквалифицированными инвесторами иностранных ценных бумаг, что может нанести сильный удар по бизнесу СПБ Биржи», — утверждает аналитик.
Ни Кипр, ни Казахстан
Некоторые акционеры, похоже, разочаровались в петербургской площадке. Так, Freedom Holding решил выйти из акций СПБ Биржи. Раньше доля в акционерном капитале СанктПетербургской биржи была одним из самых перспективных активов для компании. В конце прошлого года гендиректор и мажоритарий Freedom Holding Тимур Турлов заявлял, что СПБ Биржа — «крайне динамично развивающаяся организация, которая создала прозрачный и законный механизм для доступа российских частных инвесторов к торговле иностранными ценными бумагами». Перед ноябрьским IPO биржи в 2021 году Freedom Holding продал часть акций площадки по высокой цене — за 33 млн долларов.
Но к настоящему времени акции СПБ Биржи подешевели с момента IPO почти в четыре раза, а Freedom Holding продолжает избавляться от них. В апреле–июне 2022 года он мог избавиться от 2%.
Впрочем, Freedom Holding объявил о сворачивании бизнеса в целом в России. В пресс-службе «Фридом Финанс» «Эксперту» подтвердили, что российский бизнес компании будет переименован, а сам Freedom Holding уйдет из страны.
Котирующийся на Nasdaq Freedom Holding можно понять: его акции после заявления Турлова об уходе из России вернулись к февральским уровням (хотя к июлю подешевели с 58 до 39 долларов за штуку). 78% выручки холдинг получает в Европе — неясно, в какой мере этому способствует кипрская дочка Freedom Finance Europe Ltd, через которую, в числе прочих, торгуют россияне. Но владельцы Freedom, скорее всего, понимают: вряд ли российские инвесторы массово станут торговать иностранными ценными бумагами через офшорные дочки, как было до расцвета СПБ Биржи.
Дело в рисках, которые теперь практически безграничны.
Денис Соловьев напоминает, что пока офшорная история у российских брокерских домов очень сильно развита, но, по его мнению, Кипр уже добавляет риски как член ЕС. «Да и в целом санкционная тема становится все более персонифицированной, — говорит гендиректор SR Consulting. — Для заморозки счета достаточно мотивированного суждения комплаенс-офицера, то есть одного лишь подозрения в том, что конечные бенефициары имеют российский паспорт. Поэтому торговля иностранными бумагами через зарубежные дочки наших брокеров еще более рискованна».
Возможно, Freedom попробует превратить Астанинскую международную биржу в некий аналог СПБ Биржи. Однако не факт, что российские инвесторы захотят переместиться туда — да и будет ли в этом смысл, когда возможна блокировка любых хранящихся за рубежом активов?
Госзакупки, маркетплейсы и другие возможности
Сейчас руководство СанктПетербургской биржи пытается найти выход из тупика. Так, снизить риски для инвесторов может разнесение бумаг по множеству депозитариев.
В июне СПБ Биржа запустила торги ценными бумагами с Гонконгской биржи. К сентябрю должны быть доступны 50 ценных бумаг компаний из Гонконга и Китая. К концу года планируется расширить их число до 200, а еще через год — до 1000.
Но Денис Соловьев напоминает: Банк России, апеллируя к рискам, собирается поднять до 60 млн рублей порог, по достижении которого можно будет покупать ИЦБ, что очень сильно ограничит операции с ними. «В этих условиях НП РТС, как совладелец СПБ Биржи, и крупные брокеры, которые с ней симбиотически связаны, должны будут найти другие направления бизнеса, — уверен Соловьев. — Пока все ждут, что прежнее положение дел восстановится, но все это надолго, и факторы, которые привели к снижению equity value (акционерной стоимости. — “Эксперт”) СПБ Биржи, никуда не денутся. Так как цель санкций — отрубить все возможные финансовые связи россиян, убрать все мосты и мостки, то можно, конечно, пытаться повторить успех с другими зарубежными рынками, даже дружественными, но все это находится под угрозой вторичных санкций. Где гарантия, что под них не подпадет Гонконгская биржа или любая другая? Так что доходы от новых рынков вряд ли будут большими».
По словам финансиста, интересным для РТС могло бы быть развитие b2bнаправления в виде электронной площадки для госзакупок — по аналогии с площадкой «РТС-Тендер» (в 2016 году была продана Совкомбанку). «Есть интересный опыт Санкт-Петербургской валютной биржи, принадлежащей ПСБ и работающей именно для внутреннего рынка. Или товарные биржи — но тут уже есть конкуренты в виде Мосбиржи и СПбМТСБ», — рассуждает Денис Соловьев. Что же касается попытки перевести к себе торги российскими ценными бумагами, то сейчас обороты очень низкие и интерес к высокочастотной торговле, dayтрейдингу тоже низкий. К тому же это затратная история с точки зрения инфраструктуры.

Игорь Додонов видит выход в диверсификации источников доходов. «Компании, судя по всему, придется заметно пересмотреть принципы своей работы, развивать другие рынки на своей площадке — денежный, срочный, валютный, — перечисляет аналитик. — Увеличивать размещение акций российских компаний. В принципе, перед IPO руководство компании озвучивало некоторые из этих идей. Сегодняшняя ситуация, вероятно, побудит компанию ускорить изменения. Хотя здесь СПБ Биржа будет сталкиваться с конкуренцией со стороны Московской биржи, так что сделать это будет, пожалуй, непросто».
Заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНГХиГС Александр Абрамов уверен, что логичным направлением развития СПБ Биржи стал бы разворот на Восток. Биржа могла бы работать с азиатскими фондовыми площадками. Другой вариант — более активная работа на внутреннем рынке с новыми акциями российских эмитентов. Например, на площадку могли бы приходить небольшие компании. Напомним, такой проект НП РТС пыталось запустить в 2016 году.
Электронная площадка называлась «Восход». На ней планировалось привлекать деньги от азиатских и российских инвесторов на развитие Дальнего Востока.
Еще одно возможное направление, по мнению Александра Абрамова, — более эффективная работа с биржевыми фондами. Кроме того, СПБ Биржа могла бы создать проект, напоминающий маркетплейс на Мосбирже — для фондовых инструментов.
Между тем некоторые аналитики не исключают возможности и возрождения популярности иностранных ценных бумаг — профильного актива СПБ Биржи. По мнению начальника управления аналитических исследований инвестиционной компании «ИВА Партнерс» Дмитрия Александрова, иностранные акции остаются сегодня интересным активом для трейдинга, инвестиций и диверсификации портфелей, в том числе для частных инвесторов. Однако сейчас особую остроту приобретает вопрос учета прав. «Тот, кто сможет максимально убрать такие риски, способен стать наиболее интересной площадкой и для российских инвесторов. В том числе тех, кто захочет вкладываться в активы других дружественных стран. Решения могут быть разные, в частности с помощью встречного взаимного междепозитарного учета прав или ведения реестров владельцев», — полагает Дмитрий Александров.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl