Кто обеспечит страну энергией
Генеральный директор холдинга ERSO Горан Малбашич — о специфике рынка трансформаторов, работе в новых условиях и целях на ближайшее будущее

Ведущий электротехнический холдинг ERSO объединяет под своим брендом несколько производственных площадок, в числе которых московский Электрозавод и Трансформаторный завод в Уфе. Он обслуживает энергетику России, в частности сетевые, генерирующие и промышленные компании. В условиях введения новых санкций и срыва цепочек поставок холдинга ERSO намерена сократить импорт, а также самой стать импортозаместителем для других российских компаний. Сейчас холдинг поставляет трансформаторы и вторичное электротехническое оборудование, но планирует расширить спектр своих предложений.
Основные заказчики — всем известные компании. Самые крупные из них — «Россети», «Росатом», множество промышленных предприятий. Сейчас ERSO реализует большой проект в рамках строительства Амурского газохимического комплекса. Он связан с развитием газонефтехимии и переработки на востоке страны. Кроме того, компания участвует в электроснабжении Балтийского химического комплекса — поставляет трансформаторы для подстанций. ERSO также работает на объектах группы «Сегежа».
Генеральный директор холдинга ERSO Горан Малбашич рассказал о специфике рынка трансформаторов, о работе в новых условиях и о целях на ближайшее будущее.
— Какие услуги предлагает холдинг ERSO своим клиентам, в чем его преимущества перед конкурентами?
— Наш холдинг предлагает заказчикам комплексные решения поставки монта жа и обс лу живани я электротехнического оборудования. Основное направление деятельности компании — трансформаторный бизнес: мы предоставляем широчайший спектр оборудования, от масляных трансформаторов до больших сетевых и блочных трансформаторов напряжением до 750 киловольт. У нас достаточно сильные позиции в производстве печных трансформаторов для металлургии и база решений для их производства. Мы также развиваем новые направления, такие как коммутационное высоковольтное оборудование, вторичное оборудование среднего и низкого напряжения, а также комплексные решения в области автоматизации для энергетики. Кроме того, мы предоставляем самое тщательное в России сервисное обслуживание и помогаем продлевать срок службы оборудования. Наши преимущества перед конкурентами заключаются именно в том, что мы предлагаем комплексные решения от единого — понятного, сильного, обеспеченного финансовыми, техническими и интеллектуальными ресурсами — исполнителя.
— Какую долю рынка вы занимаете сейчас, какая стоит в планах?
— Мы пока только начинаем, но активы у нас, по сути, «взрослые». Наш московский завод более ста лет присутствует на рынке, он очень известен, это уже бренд. Уфимский трансформаторный завод очень молодой и современный, но не менее узнаваемый. Вместе они на данном этапе занимают около 20 процентов рынка. Но мы собираемся постепенно расширять наше присутствие не только на трансформаторном рынке, но и в других категориях оборудования. Целевой доли как таковой нет. Но 20 процентов — это только начало, а дальше — в рамках закона, сколько позволит занять ФАС.
Рынок сильно изменился, появились различные варианты его развития. Рисков стало больше. Если не производить трансформаторы, появится угроза энергобезопасности страны. Сейчас мы берем ориентир на то, чтобы сделать компанию крупной и крепкой — такой, которая сможет взять на себя ответственность и поддержать программы развития энергетики в России.
— В чем вы видите вклад компании в развитие экономики страны?
— Глобально говоря, мы даем свет. Трансформатор — это, по сути, базовая составляющая любого сетевого хозяйства, поэтому без него очень трудно обойтись. Пока законы физики никто не отменил, трансформаторы будут нужны везде.
Кроме того, мы производим великолепные печные трансформаторы, которые помогают нашим металлургам лить качественную сталь. Важно и то, что многие металлурги покупали импортное оборудование для плавки металлов и сейчас оказались без поддержки иностранных партнеров. Мы намерены подписать стратегические соглашения с рядом металлургических компаний, чтобы ремонтировать то оборудование, которое сейчас некому обслуживать. Мы будем снимать его, ремонтировать в Уфе и монтировать обратно. Таким образом, мы будем помогать металлургам решать их задачи в текущих условиях.
Дать работу всем
— Как холдинг ERSO работает с малым и средним бизнесом? Каковы особенности этого направления?
— Малый и средний бизнес — это в основном наши субпоставщики комплектующих, которые мы сами не производим. Наши трансформаторы на 80 процентов состоят именно из таких материалов и компонентов, в том числе 14 процентов всех материалов — импортные, и сегодня мы ищем партнеров в России.
— В чем отличия работы с МСП от крупного бизнеса?
— Это подвижность и гибкость малых и средних предприятий. Я думаю, концепция 996 — это про них: работать с девяти до девяти шесть дней в неделю. У нас растут объемы производства, мы расширяемся, целимся на новые рынки, поэтому нам очень нужно быстро реагировать на развитие, изменения в тех областях, в которых мы работаем. Нам нужны предприниматели, которые в рамках своего дела будут лучшими.
Мы молодая компания, в 2021 году мы проработали порядка трех кварталов — это был период становления, мы выстраивали менеджмент, запускали работу производства, стабилизировали работу предприятий. Планы на этот год — прощупать новые рынки, увеличить долю на нашем рынке, заняться развитием новых направлений в рамках производства. Но в сложившихся обстоятельствах у нас появилась еще одна задача: теперь мы встаем на путь импортозамещения. Это болезненная тема для нас и для всех производителей трансформаторов, потому что у нас очень специфическое оборудование и компоненты, которые мы импортируем. Это будет довольно сложно, но мы будем активно искать альтернативных российских поставщиков. К концу этого года мы надеемся полностью перейти на продукцию местных производителей.

НИОКР для энергетиков
— Применяете ли вы в работе инновационные технологии?
— Если говорить об инновациях, сейчас ERSO, обладая потенциалом в области RnD, активно развивает в первую очередь это направление. У нас есть отдельный блок, который включает в себя несколько тематических лабораторий. В нем работают специалисты по самым разным направлениям. Это и цифровые двойники, и обеспечение задач нефтегазового сектора, и направления водорода, и, конечно же, все, что связано со специализацией нашего бизнеса — электротехническим оборудованием. Применение этих решений, в долгосрочной перспективе делает нашу продукцию конкурентоспособной не только сейчас, но и через десять лет. Так мы заботимся о развитии компании.
Это связано и с трансформаторами, и с другими продуктами, которые мы уже производим и будем в перспективе производить, расширяя нашу номенклатурную линейку.
Интеллектуальная добавленная стоимость — это вклад непосредственно самой компании в продукцию без учета материальной составляющей. То есть без учета тех компонентов, которые она приобретает извне для того, чтобы произвести свой продукт. Естественно, увеличивая интеллектуальную добавленную стоимость, компания увеличивает маржинальность бизнеса. Максимально мы можем повлиять на его маржу тем, что будем совершенствовать конструкции, изделия, делать их более эффективными, экономичными, эргономичными, с минимальным количеством материалов, не теряя при этом качество.
У нас довольно материалоемкий бизнес, зависящий на 60–80 процентов от материалов, тем больше нам нужно совершенствоваться и вкладываться в оптимизацию всех наших продуктов.
— В чем заключается оптимизация и чем она так важна?
— Мы не стоим в стороне от современных подходов к управлению процессами производства. Поскольку у нас все производства достаточно сложные по своей структуре и организации, как с точки зрения инфраструктуры, так и с точки зрения управления продуктом, у нас сейчас в приоритете повышение эффективности внутренних процессов. Они направлены на контроль и непрерывное снижение себестоимости продукции, чтобы мы могли оставаться конкурентоспособными на рынке. Важно и то, что перед нами стоит задача повысить его управляемость, прозрачность, контроль и мониторинг в режиме онлайн, чтобы мы могли реагировать на потребности рынка и в соответствии с запросами заказчиков отрабатывать необходимые решения.
Конечно, без нормальной системы управления процессами сделать это невозможно. Никакая ручная или бумажная «технология» в этих условиях не справится. Поэтому мы должны выстроить такую систему на всех уровнях и подразделениях. Этот подход позволит нам синхронизировать и детализировать процессы управления, а также выстроить их в нужной для нас логике. К слову, мы над этим уже работаем: сейчас описываем бизнес-процессы, реконструируем их, и ко всем уже устоявшимся решениям применяем современный подход.
Новые заводы для новой экономики
— Модернизируете ли вы свои заводы?
— На уфимской площадке мы собираемся расширять номенклатуру. Там даже по меркам Запада очень новый и современный завод. У нас есть много возможностей открыть новые направления, поэтому мы будем закупать новое оборудование и добавлять его на существующие площадки. Мы намерены закрыть всю номенклатуру трансформаторного бизнеса, а также некоторые части номенклатуры вторичного электротехнического оборудования.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl