Бизнес на хакерах
Страховщики придумали новый вид страхования — от кибератак. Сборы и выплаты по нему растут трехзначными темпами

Число заявленных убытков по киберстрахованию в мире увеличилось на 100% за последние три года, число оплаченных ежегодно растет на 200%. При этом ликвидировать последствия хакерских нападений становится все дороже: убытки от них, как написано в отчете RiskBased Security, достигнут 10,5 трлн долларов к 2025 году. Неудивительно, что сборы по страхованию от кибератак быстро растут: в США в 2021 году они выросли на 74%, до 5 млрд долларов.
Российский рынок не остался в стороне: на фоне спада в кредитных видах страхования, да и страхового рынка в целом, продажи полисов от киберрисков пока тоже растут.
«Цифра» все дороже
Головная боль почти всех крупных ныне существующих компаний и ведомств — кибератаки, обратная сторона медали под названием «цифровизация». И как с ними ни борются, их становится все больше. Так, по данным «Лаборатории Касперского», за 2021 год общее количество кибератак увеличилось на 6,5%. 2022 год стал еще более драматичным: Сбербанк недавно сообщил, что начиная с 24 февраля ежедневно фиксирует до нескольких десятков одновременных DDoS-атак. По данным банка, одна из мощнейших произошла 6 мая — ее мощность достигала более 400 ГБ трафика в секунду, который исходил более чем из 27 тыс. устройств.
Первый продукт по киберстраховке в России представила компания АИГ, «дочка» American International Group, в 2013 году. В 2017-м, после массовых атак вирусов-вымогателей WannaCry и Petya, аналогичные продукты появились у «СберСтрахования» и у «Ингосстраха».
За 2021 год бизнес приобрел в 2,7 раза больше страховок от киберрисков, чем в 2020-м: почти 2200 тыс. При этом сборы возросли в пять раз, до 181,5 млн рублей.
«Последнее время мы продолжаем наблюдать возрастающий интерес и, как следствие, увеличение количества заключаемых договоров страхования по этому направлению», — говорит Антон Казиев, начальник управления страхования банковских и информационных рисков компании «Ингосстрах».
Возросший интерес к этому виду страхования связан с ростом количества страховых случаев, который продолжится, прогнозируют в «Ингосстрахе».
Согласно исследованию «АльфаСтрахование», число запросов на котирование и страхование киберрисков от крупного и среднего российского бизнеса в 2021 году увеличилось на 60% по сравнению с позапрошлым годом. В компании это связывают с учащением резонансных случаев кибератак в России и в мире и с возросшими требованиями крупных компаний к своим поставщикам по защите конфиденциальной информации. Наибольший интерес к защите подобных рисков проявляют банки и компании финансового сектора, компании, занимающиеся электронной коммерцией и оказывающие IT-услуги, а также крупные промышленные предприятия, активно автоматизирующие свои бизнес-процессы.
Молодой рынок
Тем не менее в России рынок киберстрахования сейчас находится на старте: в 2021 году его объем составлял всего 200–250 млн рублей. Для сравнения: всего в 2021 году страховщики собрали 1,8 трлн рублей премий.
Среди российских страховщиков пока немногие предлагают страховку от кибер атак — подобные полисы есть у «СберСтрахования, «Ингосстраха», «Согаза», «Альфа-Страхования» и ВСК. Так, у «Ингосстраха» в мае 2022 года появился полис страхования «КиберИнго» с тремя возможными суммами выплат — 3 млн, 5 млн и 10 млн рублей. «СберСтрахование» предлагает корпоративным клиентам программы страхования от киберрисков, которые предусматривают защиту от широкого перечня угроз, в частности от потери данных или информационных систем в целом, перерыва в производстве, кражи финансовых активов, а также страхование гражданской ответственности и дополнительных расходов на расследование и восстановление данных. Продукт представляет собой конструктор: клиент может выбирать наиболее актуальные для себя риски, а также объем страхового покрытия. Максимальный объем страхового покрытия для малого и микробизнеса составляет 10 млн рублей. Для крупного бизнеса возможен индивидуальный андеррайтинг.
Дальнейшая цифровизация экономики будет способствовать развитию страхования киберрисков и его популяризации, так как при переходе процессов в «цифру» появляются и новые риски, считают в «СберСтраховании».
Интересно, что в «Совкомбанк Страховании» ожидают обратного: рост рынка серьезно замедлится в ближайшие два-три года, если текущая ситуация не изменится.
«Если говорить о краткосрочной перспективе этого года, то мы полагаем, что при стабилизации ситуации снижение сборов может составить 10–15 процентов. Выплаты потенциально могут вырасти на 15–20 процентов, опять же в зависимости от ситуации в стране и мире», — прогнозируют в «Совкомбанк Страховании».
Для клиентов же самый интересный вопрос — насколько сложно будет получить выплаты при наступлении страхового случая, а именно кибератаки. Сами страховщики комментируют этот момент обтекаемо: они говорят лишь, что стоимость страхования является многофакторной моделью и зависит от отрасли. В среднем суммы выплат находятся в диапазоне от 1 млн до 700 млн рублей, а цена полиса начинается от 25 тыс. рублей за год. Что касается страхового случая, то кибератака определяется нарушением работы информационных систем клиента, поясняют в «СберСтраховании».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl