Входной билет в ядерный клуб
Кто определяет право страны на владение атомной бомбой

80 лет назад США впервые применили ядерное оружие: 6 августа атомная бомба была взорвана над Хиросимой, 9 августа — над Нагасаки. Эти два эпизода остаются единственным боевым применением данного оружия массового поражения. В 1968 году был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которого придерживаются 170 стран. Тем не менее число стран — формальных и неформальных членов ядерного клуба неуклонно растет. На сегодня такое оружие, помимо США, России, Китая, Великобритании и Франции, очевидно, имеется у Индии, Пакистана, КНДР и Израиля. Иран, вероятно, пытался создать свое ядерное оружие. Вот только, несмотря на ДНЯО, в мире до сих пор не урегулирован вопрос, кто определяет право суверенной страны на создание ядерного оружия и может ли вообще такое право у кого-то быть.
«В мире произошло размывание фактора взаимного страха перед ядерным оружием»
Андрей Сидоров, заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов факультета мировой политики МГУ
Восемьдесят лет с момента бомбардировок американцами Хиросимы и Нагасаки убедительно доказали, что сугубо военное значение ядерного оружия (ЯО) намного меньше, чем политическое, и применение ЯО именно в военных целях является неэффективным. Даже в августе 1945 года объектами ядерных ударов были выбраны не военные базы и не расположения японских войск, а сугубо мирные города, то есть с самого начала ядерной эры задачей ЯО была дестабилизация тыла и воли государственных институтов, а не получение преимуществ на поле боя.
Причем даже и этих целей американцы ядерными бомбардировками не достигли — японское военное и политическое руководство в то время не оценило их значимости, так как предшествующие бомбардировки обычными бомбами, которые были весной и летом 1945 года, в частности по Токио, были гораздо более разрушительными.
ДНЯО с момента его принятия в 1968 году тоже претерпел изменения в плане своей эффективности. Когда в мире было биполярное противостояние, он в какой-то степени работал, обеспечивая стратегическую стабильность. В постбиполярный период картина изменилась, поскольку в мире остался единственный «полицейский» — США. В настоящее время договор уже является, ну, скажем так, пустышкой. Сейчас предотвратить появление ядерного оружия у любого государства могут технологические и экономические факторы, но никак не ограничения, накладываемые Договором о нераспространении.
Во-первых, в самом договоре имеется лазейка — признание права всех государств-участников проводить исследования, производить и использовать ядерную энергию в мирных целях. Во-вторых, даже если признать архаичность договора, то чем его заменить? Мы находимся в таком периоде, когда договороспособность целого ряда даже государств находится под вопросом.
Мы, например, не верим и другие не верят в то, что, если мы сейчас заключим какой-то договор на уровне, скажем, ООН, он будет выполняться. Поскольку за десятилетия однополярного мира эта договороспособность была серьезно подорвана, причем в ряде случаев сознательно. Соединенные Штаты пытаются свое собственное законодательство сделать универсальным. Это не устраивает не только Россию и Китай, но и союзников США.
В мире вообще в последние десятилетия произошло размывание основного «поражающего фактора», которым отличается ЯО, — фактора взаимного страха. Ушло поколение, у которого был страх перед ядерным оружием. Это поколение эпохи холодной войны, когда принимались решения в Карибском кризисе, в кризисе начала 1980-х годов. Тогда люди думали, что это может привести к вселенской катастрофе.
Помимо прочего, поскольку никто после августа 1945 года не проверял эффективность ядерного оружия в действии, то, хотя мы сейчас говорим о ЯО, все-таки все понимают, что применять его никто не собирается. Более того, ядерное оружие тактическое и стратегическое — это две разные задачи, две разные цели.
Поэтому у нас в России действует доктрина, что мы применим ядерное оружие даже против неядерных держав, если их действия будут грозить существованию российского государства, создавать угрозу нашей безопасности, ядерным объектам и прочее.
Китай несколько раз в ООН добивался, чтобы принять другой договор о неприменении ядерного оружия первыми. Пекин даже в проект своего урегулирования нашего конфликта с Украиной выносил пункты по неприменению ядерного оружия. Китай считает, что такой договор заключить можно. Но, возвращаясь к вышесказанному, в нынешних условиях вера во взаимную договороспособность находится на очень низком уровне, и эту инициативу фактически все отвергают, поскольку использование самой угрозы, заявлений о готовности нанести ядерный удар является очень важным сдерживающим фактором.