«В России работают более миллиона айтишников»
Как нацпроекты формируют цифровую среду

Цифровая трансформация отраслей и систем государственного управления — задача стратегическая. Без участия правительства, протекционизма и прямого дотирования разработок и внедрения эта трансформация растянется на долгие годы, если вообще произойдет. Как эта задача решается в России с помощью нацпроектов, где есть отставание, а где мы уже обогнали весь мир, «Эксперту» рассказал министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев.
В 2024 году завершилось действие национальной программы «Цифровая экономика». Как вы оцениваете итоги ее реализации и эффективность исполнения, удалось ли добиться того уровня цифровой зрелости, на который вы рассчитывали?
Нацпрограмма «Цифровая экономика» стала абсолютным рекордсменом по числу участников — более 50 федеральных ведомств получали финансирование на цифровую трансформацию своей работы и курируемых ими отраслей. В первые годы кассовое исполнение было действительно довольно низким — не всегда ведомства успевали полностью потратить предназначенные им средства. При этом более половины расходов приходилось на декабрь, поскольку контракты на разработку информационных систем и модернизацию ИТ-инфраструктуры часто исполнялись в конце года. И, конечно, с точки зрения цифровой зрелости наши отрасли неоднородны. Лидеры — финансовый сектор, госуправление и образование. Но есть и отрасли, в которых уровень использования цифровых технологий отстает, — это экология, транспорт и энергетика.
Основной итог нацпрограммы — это формирование цифрового фундамента, благодаря которому стала возможной дальнейшая трансформация всех отраслей. Была создана инфраструктура скоростного интернета для бюджетных учреждений: подключено более 40 тыс. зданий школ, свыше 26 тыс. фельдшерско- акушерских пунктов, порядка 10 тыс. учреждений культуры. Интернет пришел в сельские населенные пункты. Это дало гражданам доступ к услугам, сервисам и другим возможностям скоростного интернета.
И все-таки приоритетным направлением нацпрограммы «Цифровая экономика» была цифровизация госуправления, перевод госуслуг в цифровой вид. В 2022 году Россия вошла в топ-10 Всемирного банка по цифровизации госуправления. По опросам ВЦИОМа и «Общероссийского народного фронта», именно цифровизация госуслуг занимала лидирующие позиции в рейтинге наиболее заметных для населения результатов нацпроектов с 2021 по 2024 год.
Активное внедрение цифровых технологий в здравоохранение, образование, культуру также велось в рамках отраслевых нацпроектов, при этом соответствующие сервисы выводились на «Госуслуги». Фактически во всех ведомствах были созданы основные информационные системы, сформированы первичные базы данных, необходимые для эффективного принятия решений и оказания госуслуг в цифровом виде.
В новом нацпроекте «Экономика данных» девять довольно разноплановых направлений, которые можно условно разделить на несколько групп. Социальная (доступ в интернет, платформы, госуправление), технологическая (отечественные и перспективные разработки, ИИ, кадры) и отдельно инфобезопасность и госстатистика. Какая у нацпроекта логика, как связаны эти направления друг с другом?
Если предыдущая нацпрограмма в большей степени была направлена на создание инфраструктуры и обеспечение базового уровня цифровизации, то нацпроект «Экономика данных» фокусируется на повышении эффективности использования данных как в госуправлении, так и в других сферах. Например, поставлена задача на основе имеющихся данных перейти на проактивное оказание услуг и минимизировать запрос сведений у граждан и организаций при формировании электронных заявлений. Если необходимые данные уже есть в одной из региональных или ведомственных информационных систем, они должны подгружаться к заявлению автоматически.
Искусственный интеллект позволит упростить многие рутинные задачи, а также получать второе мнение в таких важных отраслях, как здравоохранение и госуправление, чтобы снизить риск ошибок.
Особое внимание уделено информационной безопасности. Данные и системы должны быть максимально защищены. Впервые поставлена задача, связанная с обеспечением онлайн- взаимодействия разных ведомств между собой, банками, цифровыми платформами, операторами связи для кардинального снижения уровня кибермошенничества.