«Усиливать регулирование не нужно»
Глава «Билайна» Сергей Анохин о направлениях роста бизнеса телеком-операторов

Перспектива операторов сотовой связи — превращение в IT-компании, где собственно передача сигнала останется лишь одной из услуг в портфеле решений, охватывающих всю жизнь клиента: от платежей до контроля за цифровой гигиеной. Ставка на усиление IT-составляющей выводит телекомы на универсальный рынок услуг, но и накладывает на них большую ответственность, в том числе в области общественной безопасности.
Телекоммуникационные компании оказались на распутье. Они достигли определенного предела своего развития, но им надо расти дальше. Какой у них выбор: становиться все более универсальными, предоставляя клиенту еще больше услуг, или, наоборот, выбрать специализацию, но стать лучшим в своей области?
Каждый выбирает свою стратегию, и мы видим на рынке разные варианты. Для нас главная точка роста, помимо мобильных услуг в розничном бизнесе, — корпоративный сегмент, B2B, который сейчас растет быстрее других, и разработка для него специализированных решений, в том числе на основе искусственного интеллекта.
Отмечу также как точку роста рынок виртуальных операторов — MVNO (mobile virtual network operator). MVNO-модель для традиционных операторов, с одной стороны, повод для беспокойства, с другой — источник дополнительной выручки и способ более гибко работать с разными аудиториями. Мы уже сотрудничаем с Альфа-банком в этом направлении и планируем развивать структуру партнерской сети.
Сейчас в России происходит небольшой переток из телекомов — в пределах 10% абонентской базы. Уходят, как правило, к виртуальным операторам на базе банков, но интерес к рынку проявляют и маркетплейсы. Это может расслабить традиционных операторов: «10% перетечет — и бог с ними, а остальное будет наше». Но важно понимать, что в масштабах рынка 10% — это очень много клиентов, и оператор здесь рискует стать частью чужой экосистемы. К тому же зарубежные рынки показывают, что доля MVNO может вырасти и до 20%. Поэтому мы для себя выбираем самостоятельный путь и активно идем в партнерство там, где можно создать новую ценность для клиентов.
Давайте поясним читателю, в чем риски перехода клиента к виртуальному оператору? Это же, по сути, просто дополнительная витрина. Ну, допустим, продает Альфа-банк абоненту «свой» номер, но получать плату за его обслуживание все равно будет телеком-оператор.
Есть несколько моделей работы виртуального оператора. Самая простая — только продажа номера и обеспечение оплаты услуг. Также оператор может брать на себя значимую часть работы — биллинги, соединения, CRM-систему, службу поддержки, а у телеком-оператора покупать только услуги инфраструктуры радиосети базовой станции.
В целом, как показывает российская практика, виртуальный оператор сам по себе сложно выходит на рентабельность. Для него важно не столько продать услугу связи, сколько получить через нее дополнительные данные или предоставить клиенту какие-то уже собственные услуги. То есть «свой» номер — это еще одна точка контакта с клиентом.
Складывается впечатление, что телеком- операторы сейчас по своему функционалу в целом сближаются с IT-компаниями. Стоит ли ожидать сделок по слиянию и объединению телекомов с традиционным IT и с образованием цифровых конгломератов на рынке?
Телекомы действительно идут в цифровые решения, востребованные среди клиентов. Это проникновение взаимное и сопровождается в том числе М&A-активностью. Так что тренд намечается, но прямо сейчас с учетом нашей экономической конъюнктуры рынок выглядит иначе. Инвестпроект при нынешней стоимости денег — это достаточно тяжелая сделка с точки зрения возврата и окупаемости. Некоторые игроки находятся в сложном финансовом положении. Поэтому в кратко- и среднесрочной перспективе мы наблюдаем замедление M&A-активности.
«Билайн» инвестирует в комплементарные направления. Например, мы приобрели компании DataFort, CDNvideo и PlatformCraft, которые дают нам новые компетенции в развитии облачных сервисов и в сфере доставки контента. Кроме того, мы увидели большой потенциал в рекламных технологиях, поэтому осуществили несколько сделок в сфере автоматизации и планирования закупок рекламы. Также мы поддерживаем инновации и через корпоративный фонд «Хайв», в портфеле которого уже 16 стартапов.
Многие игроки действуют схожим образом: у кого-то есть корпоративный венчурный фонд, кто-то идет сразу в M&A.
Цены на связь, на мобильный и стационарный интернет в России едва ли не самые низкие в мире. Вероятно, это можно объяснить достаточной конкуренцией на рынке и низким уровнем государственного регулирования. Сейчас госвлияние во всех отраслях растет, что, на ваш взгляд, нужно начать регулировать в сфере телекоммуникации?