Города обживают будущее
Что дал урбанистике уходящий год и что даст наступающий
Журнал «Эксперт» с 2026 года запускает новый проект — тематическую вкладку «Эксперт.Урбан». Это издание будет посвящено развитию городов и повышению качества жизни в них на основе мирового и российского опыта. В конце 2025 года редакция «Эксперт.Урбана» подвела итоги года вместе со специалистами в области урбанистики и пространственного развития.
От нацпроекта к большой лопатке
Новый нацпроект.
Самое масштабное обновление года — появление нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни». «Его масштаб впечатляет: повышение качества среды для жизни минимум на 30% в опорных населенных пунктах, увеличение обеспеченности жильем до 33 кв. м на человека, благоустройство 30 тыс. общественных пространств и т. д. Но еще важнее изменение философии: акцент переносится с объемов строительства на качество городской среды и комфорт жителя», — отмечает Антон Глушков, главный архитектор Приморского края. «Хотя это и не событие городского уровня, но напрямую влияющее на жизнь любого муниципалитета, так как нацпроект — крупный источник финансирования для самых разных проектов в городах», — акцентирует Елена Короткова, руководитель Центра городской экономики КБ «Стрелка».
Новый закон о муниципалитетах. Следующее случившееся в масштабах всей страны обновление — принятие закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который после долгих дискуссий все же дает регионам право самостоятельно выбрать двухуровневую или одноуровневую модель. «С одной стороны, это эволюционное развитие законодательства, с другой — централизация и серьезные реформы зон ответственности между уровнями власти. В этом много свободы и возможных сценариев управления городским развитием», — считает Марина Ракова, вице-президент Фонда «Институт экономики города».
Дискуссия о мастер-планах и их законодательный статус.
Дискуссии о том, что такое мастер-планирование и что должен включать в себя мастер-план, продолжаются, индустрия замерла в ожидании определения его законодательного статуса — оно должно было случиться в этом году, дав старт разработке 200 мастер- планов по всей России, но процесс затягивается. «Сложность связана с тремя тенденциями. Первый — запрос на бюджетную эффективность — мастер-планы должны позволить “пересобрать” бюджетные вложения в города, обеспечив рост комплексных эффектов без роста затрат. Второй — запрос на долгосрочные инвестиции бизнеса в города. Без масштабного частного софинансирования не совершить инфраструктурный рывок в городах. Наконец, запрос на персональное лидерство в развитии территории. Стало очевидным, что без персональной ответственности, готовности взять на себя бремя лидерства в реализации нестандартных проектов городского развития не обойтись», — поясняет Антон Финогенов, заместитель генерального директора, директор по развитию городской среды ДОМ.РФ. При этом сами мастер-планы даже без законодательного статуса продолжают разрабатываться, в приоритете — геостратегические территории. Этот год отмечен разработкой мастер-планов приграничных территорий Белгородской, Брянской и Курской областей, отмечает Александр Чеботарев, главный управляющий директор ВЭБ.РФ. Илья Петрасов, директор по развитию ГК «Самолет», напоминает о том, что такой же процесс предстоит пройти с нормативным регулированием и другого явления: в этом году президент России Владимир Путин поручил правительству и Госдуме разработать единый подход к определению понятия «агломерация».
Девелопмент с социальными функциями. Переходим от нормативного регулирования к физическому пространству города. Александр Чеботарев (ВЭБ.РФ) отмечает новый подход девелопмента, который близок к социальному предпринимательству, — сознательный отказ от сверхкоммерциализации каждого квадратного метра в пользу важных смыслов. Так, по его словам, в проекте SLAVA проектируется образовательный центр, в Russian Design District от ГК «Родина» появился спортивный центр. Торгово-деловой комплекс «Новинский», где находится «ВЭБ Центр», превращается в своеобразный урбан-хаб — пространство, где проходят публичные выступления, награждения, лекции. Тренд на новый тип бизнес-центров и офисов отмечает и Сергей Георгиевский, сооснователь агентства стратегического развития «Центр»: «Все постпандемийные гипотезы о том, что люди хотят работать главным образом в домашних кабинетах или коворкингах где-то во дворах, не оправдались. Потребители всё равно хотят провести черту между жилищем и рабочим пространством».
Появление государственных парадигм вкуса. Идеи ищут уже не для конкретных зданий, а для всего национального архитектурного стиля: «Пока неясное, но очень перспективное направление поиска национального образа не только в формировании отдельных архитектурных объектов, но и в целом городов, их смыслов и структуры», — поясняет Олег Григорьев, директор Института пространственного развития Республики Татарстан. «Российские города стремятся к формированию самобытной визуальной и смысловой идентичности, и это направление будет развиваться», — согласна с ним Александра Чечёткина, архитектор, урбанист, основатель архитектурного бюро BQ Studio.
При этом на практике все упирается в роль и статус архитектора. «Можно сказать, что в Москве обострились отношения между архитектурой и властью. Власть заинтересовалась архитектурой в смысле этическом, потому что эстетика ― это тоже этика. Это привело к централизации всех решений в городском строительстве. Запрос на вычурность и экстравагантность ведет к перекосу в область формы, он разрушает, разгрызает этические основы профессии. Во всех других контекстах, где я работаю, — в Азии, Америке, Европе — статус архитектора очень высок. В России, и в Москве в частности, за последний год он снизился драматически», — говорит Юрий Григорян, сооснователь и руководитель архитектурного бюро «Меганом».
