Города для долголетия
Как старение населения меняет представления о качестве жизни

Мир переживает беспрецедентный демографический сдвиг. Доля пожилых неуклонно растет: если в 2011 году люди старше 60 лет составляли около 11% мирового населения, то, согласно прогнозам, к 2050 году их доля достигнет 22%. Одновременно происходит урбанизационный бум — так, к середине XXI века уже две трети человечества будут жить в городах. Эти тенденции — старение населения и всё возрастающая урбанизация — накладываются друг на друга и задают нетривиальные задачи городским планировщикам и политикам.
Города, дружественные возрасту
Еще в 2005 году Всемирная организация здравоохранения выдвинула концепцию «города, дружественного пожилым» исходя из того, что активная старость вскоре займет заметную часть жизни человека. По задумке, город, удобный для пожилых, должен оказаться комфортным для всех его жителей. Была создана Всемирная сеть возраст-дружественных городов. Сейчас в нее входят 1739 городов и сообществ в 57 странах. Эти города обмениваются лайфхаками о том, как адаптировать городскую среду к потребностям старших поколений: от транспорта и жилья до досуга и медицины. Так, в Осло для пожилых и маломобильных действуют специальные розовые автобусы Ruter, в Мадриде развернута обширная сеть из 100 дневных центров, предлагающих более 4,7 тыс. мест для оказания помощи пожилым людям с физическими или когнитивными проблемами, а в Сингапуре существует программа микрозанятости, которая помогает пожилым людям оставаться социально интегрированными с помощью выполнения небольших задач в своих районах.
Городская среда теперь просто обязана учитывать интересы растущей группы горожан «третьего возраста». Если вчера при проектировании микрорайона акцент делался на школы, детсады и скейт-площадки во дворах, то сегодня градостроителям нужно переосмыслить приоритеты. Вряд ли 70‑летние жильцы обрадуются скейт-парку под окнами, но зато они оценят спокойный зеленый сквер, где можно гулять. Вместо нехватки детских садов в ряде районов теперь острее стоит вопрос доступности поликлиник и аптек. Баланс городской социальной инфраструктуры сдвигается в сторону учреждений для пожилых: центров досуга, геронтологических служб, дневных центров ухода. Например, в Японии, одной из самых «возрастных» стран, за последние годы начали перепрофилировать избыточные школьные здания в дома престарелых и центры для пожилых. Это логично: там, где мало детей и много пожилых, пустующие школы получают вторую жизнь в виде востребованных сервисов для старшего поколения.
Старение, которое не страшит
Для России вызов в виде старения населения стоит не менее остро, хотя имеет свою специфику. В ходе индустриализации 1930‑х годов урбанизация шла ударными темпами: менее чем за 13 лет городское население СССР выросло на 119%. Процесс урбанизации был крайне специфичен по возрасту: более 67% мигрантов, переезжавших из деревни в город, составляли люди в возрасте от 15 до 29 лет. Городская инфраструктура того времени формировалась под нужды молодого трудоспособного населения: строились заводы, стадионы, школы, учреждения для детей. Пожилых людей в городском сообществе тогда было сравнительно немного — это объяснялось как более низкой продолжительностью жизни, так и тем, что значительная часть старшего поколения продолжала жить в сельской местности.
