«Экономист под прикрытием. Почему возникают пробки, кофе стоит дорого и невозможно найти хорошую подержанную машину»
Нобелевскую премию по экономике вручают как за теоретические достижения, так и прикладные решения: например, за поиск эффективного решения проблемы изменения климата или борьбу с бедностью. Экономисты интересуются широким спектром явлений и пользуются специфической оптикой, чтобы иначе взглянуть на хорошо знакомые проблемы. В книге «Экономист под прикрытием. Почему возникают пробки, кофе стоит дорого и невозможно найти хорошую подержанную машину» (издательство «Манн, Иванов и Фербер»), переведенной на русский язык Елизаветой Пономаревой, английский экономист Тим Харфорд рассказывает о различных концепциях экономики и о том, как они влияют на повседневную жизнь. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, посвященным тому, как водители влияют на окружающих, почему они не компенсируют вред, который автомобили причиняют окружающим, и что можно сделать, чтобы изменить текущую ситуацию.
Городской транспорт
В предыдущей главе мы узнали, что в мире идеальных рынков все устраивается наилучшим образом. Они абсолютно эффективны и приводят к превосходным результатам, если не считать проблемы распределения. Также благодаря теореме форы стало ясно, что можно изначально предотвратить любые жалобы по поводу распределения. Ура! Все проблемы решены, или, по крайней мере, те, что касаются распределения товаров и услуг.
Отличная новость, но почему же тогда сегодня утром я провел два часа в пробке? Водители, сидя в застрявших машинах, напрасно теряли время. Все мы могли сесть на автобусы или использовать каршеринг* и добраться до места назначения за пятнадцать минут. Что же случилось с идеальным рынком? Определенно, дорожное движение не подпадает под это определение. Но тем не менее может стать таковым.
* Вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой, обычно используемый для коротких внутригородских поездок.
Отлаженно работающие экономики, состоящие из идеальных рынков, неинтересны и нереалистичны. Но концепция идеального рынка предлагает настолько удобную отправную точку, что экономистам гораздо проще оттолкнуться от нее и разобраться, почему рынок не работает, чем начинать с нуля и пытаться понять, как заставить его действовать. Эта методика осмысления мира и приведет нас к решению проблем дорожного движения.
Что не так с этим миром?
Я счастливый человек, но есть вещи, которые выводят меня из себя (и поэтому хочется их изменить). Например, возмущает необходимость раз в несколько лет обновлять программное обеспечение моего компьютера, выкладывая за это кругленькую сумму. Еще нет уверенности, что врачи выписывают подходящие мне лекарства. И хочется видеть улицы Лондона чистыми, к тому же без автомобильных пробок.
Эти частные, но очень распространенные проблемы — три основные причины, по которым рынки не оправдывают тех надежд, о которых мы говорили в главе 3. В главе 2 мы прочитали о том, что рынки плохо справляются с силой дефицита. Главная беда, связанная с программным обеспечением, заключается в том, что на рынке доминирует единственная компания, Microsoft. Она обладает огромной властью и может устанавливать высокие цены. Рынки также не могут хорошо работать, когда лицам, принимающим решения, не хватает информации. Когда я жил в Вашингтоне, я понятия не имел, правильно ли действует мой врач. Ему не нужно было волноваться о стоимости лечения, а моя страховая компания норовила не оплачивать его, раз не владеет всей необходимой информацией. (Со здравоохранением мы разберемся в главе 5.) Наконец, рынки не могут работать хорошо, когда некоторые люди принимают решения, затрагивающие окружающих. Например, когда водитель покупает бензин на заправке, это очень хорошо для него и для заправки, но зато другим водителям, их пассажирам и местным служащим приходится дышать углекислым газом.
Есть три серьезные проблемы, которые называются ошибками рынка. Первая — это сила дефицита, обсуждавшаяся в главах 1 и 2. Вторая — отсутствие информации, которое мы рассмотрим в 5-й главе. А третья (это тема данной главы) — решения, которые оказывают воздействие на окружающих. Экономисты используют название «внешние факторы», потому что их влияние выходит за рамки изначального действия, например покупки бензина. Не важно, сработала ли сила дефицита, не хватает информации или в игру вступили внешние факторы — когда экономика не оправдывает идеалов «мира правды», жди беды.