Экономика на вере. Как рост ВВП зависит от культуры доверия
Если лишь один из ста граждан страны перестанет считать, что людям нужно доверять, ВВП этой страны потеряет два процентных пункта
Россияне в массе своей не спешат верить на слово: с начала 1990-х Россия славилась крайне низким уровнем доверия. Доверие же в отечественном бизнесе, согласно глобальному исследованию Edelman Trust Barometer, рухнуло к 2018 году до 34%, потеряв только за один год 7 процентных пунктов. А еще в 2009 году этот показатель превышал 50%.
Казалось бы, осторожность и контроль должны усиливать экономику, позволяя концентрировать средства и не допуская их растаскивания. Но Даг Воллебек, профессор Норвежского института социальных исследований, видит иную закономерность: «Доверие является важным элементом социального капитала: используя доверие как ресурс, люди могут налаживать сотрудничество друг с другом, не опасаясь попасть в социальную ловушку — ситуацию, когда недоверие не позволяет двигаться вперед. Наглядная модель социальной ловушки — это перекресток, на котором водители, не доверяя друг другу, спешат объехать других. В результате возникает затор, который останавливает движение на всей улице».
По словам Воллебека, экономисты связывают уровень доверия с динамикой экономического роста: при более доверительном сотрудничестве мы сокращаем транзакционные издержки и, соответственно, экономим на ресурсах, которые раньше тратили на контроль действий партнеров, контрагентов и сотрудников.
Количественные же исследования показывают, что каждые 10 процентных пунктов роста доверия выливаются в 21% увеличения ВВП на душу населения. Соответственно, если лишь один из ста граждан перестанет считать, что людям нужно доверять, ВВП потеряет два процентных пункта. Тотальный контроль и тотальное недоверие — гарантия стагнации с нулевым ростом ВВП.
Надежность равна выгоде
В странах с сильной экономикой признают положительное влияние доверия на экономику. Например, японские бизнесмены предпочитают доверять и находят доверие полезным для дела, потому что оно позволяет экономить энергию для наслаждения более творческим деловым сотрудничеством с доверенными партнерами, делится своими наблюдениями профессор социологии токийского университета Кагеки Асакура. «В японской культуре существует особый феномен, требующий давать только честные обещания и хранить верность слову. Но это не порождение деловой этики, это некая ориентация на человеческую симпатию, на поддержание связей, даже если за ними не стоит никаких интересов», — объясняет он.
Европа делает похожий выбор. «Уровень доверия в немецком бизнесе все еще очень высок, хотя раньше он был еще выше», — рассказывает Ангелика Сиринг, член Германо-Российского экономического альянса. По ее словам, доверие во многом определяется немецкой судебной системой, которая обеспечивает общую деловую уверенность. «И я не представляю, как бизнес может существовать без доверия. Уверена, что просто не существует таких обстоятельств, в которых контроль может полностью заменить доверие», — заключает она.