Как основатели OCSiAl собираются завоевать мир со своим продуктом?

ForbesHi-Tech

«Единорог» Чубайса: кто построил первый проект «Роснано» стоимостью $1 млрд

Производителя графеновых нанотрубок OCSiAl из портфеля «Роснано» оценила в $1 млрд группа Александра Мамута A&NN. Почему инвесторы выдают настолько высокие авансы компании с выручкой $10 млн в год и как ее основатели собираются завоевать мир со своим продуктом?

Александр Баулин

141008_253.jpg__1557754743__36788.jpg
Юрий Коропачинский до OCSiAl успел позаниматься десятками разных бизнесов / Фото OCSIAL

«OCSiAl, как любой стартап, пока продает будущее», — рассказывает в интервью Forbes заместитель председателя правления «Роснано» Юрий Удальцов. В 2019-м OCSiAl при выручке всего $10 млн в год стал первой компанией-«единорогом» в инвестиционном портфеле «Роснано». В $1 млрд бизнес оценила группа миллиардера Александра Мамута A&NN, которая приобрела у госкомпании 0,5% акций стартапа за $5 млн. Forbes выяснил, кто создал первого «единорога», выращенного под патронажем команды Анатолия Чубайса, в чем инвесторы видят уникальность и перспективы продукта OCSiAl и почему скептики сомневаются в способности проекта оправдать выданные авансы?

Идея из Австралии

В декабре 2009 года предприниматель Юрий Коропачинский праздновал день рождения в доме супруги в кругу друзей и деловых партнеров — Олега Кириллова, Юрия Зельвенского и Михаила Предтеченского. Дело происходило в Австралии, куда смогли добраться все четверо. В какой-то момент разговор зашел о новом бизнесе: Предтеченский, академик РАН, предложил друзьям «начать с конца» — придумать уникальный, никем в мире не производимый продукт и на его основе построить глобальную компанию, вспоминает Коропачинский в интервью Forbes.

53-летний Коропачинский — известный в Сибири предприниматель, сын новосибирского ученого-дендролога, академика РАН Игоря Коропачинского. Вместе с Кирилловым и Зельвенским он участвовал в целом ряде громких бизнес-проектов 1990-2000-х, от участия в создании Урса-банка до руководства Красноярским заводом комбайнов, а в личном качестве также получил опыт на госслужбе — в команде губернатора Красноярского края Александра Лебедя. В 2006-м партнеры вместе с Предтеченским запустили венчурный фонд «Эдисон Инновации» для инвестиций в наукоемкие инициативы. За несколько лет просмотрели 360 проектов и потратили $2 млн, но так и не нашли стартап, который можно было бы продать с выгодой для фонда, говорит Коропачинский.

Лучшую идею в итоге выдал Предтеченский — все на том же празднике в Австралии. Из пяти вариантов инновационного бизнеса с глобальной перспективой он выбрал синтез одностенных углеродных (или просто графеновых) нанотрубок. Оставалось «всего лишь» в сотни раз удешевить производственный процесс и сделать продукт доступным массовой аудитории.

Углеродные нанотрубки — «материал будущего», о широком внедрении которого ученые грезят последние несколько десятилетий. Уникальное сочетание низкого электрического сопротивления, малого удельного веса и высокой прочности делает продукт потенциально подрывной инновацией для множества индустрий, от автопрома до строительства. Иллюстрация перспектив трубок — два за четверть века «Нобеля» по физике у «профильных» ученых: в 1996-м премию за открытие близкой модификации углерода получили Роберт Керл, Харолд Крото и Ричард Смелли, а в 2010-м лауреатами за открытие графена стали Андрей Гейм и Константин Новоселов. Графен — кристаллическая решетка из одного слоя атомов – при сворачивании дает те самые одностенные углеродные нанотрубки диаметром в несколько нанометров (миллиардная часть метра).

Несмотря на уникальные свойства, за двадцать лет после открытия материала он так и не вышел за стены научных лабораторий. Проблема — в цене: стоимость трубок составляла от $150 млн до $500 млн за тонну и делала их неприемлемыми для массового использования. Эту проблему и предложил решить партнерам теплофизик Предтеченский. Уже на начальном этапе работы команда пришла к выводу, что в достижении цели может помочь влиятельный партнер, готовый помочь ресурсами.

Стартап с опытом

Председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс всегда готов лично выслушать предпринимателей с неординарными идеями, говорит в интервью Forbes заместитель главы госкомпании Олег Киселев.

Именно личный контакт в 2011 году предопределил инвестиции в OCSiAl. Коропачинский и партнеры тогда как раз выиграли открытый конкурс на создание наноцентра в новосибирском Академгородке и сделали свой стартап его резидентом. Однако средств основателей на строительство промышленной установки синтеза не хватало — и Коропачинский добился аудиенции у Чубайса.

Правда, с аргументами в пользу революционной технологии у предпринимателя было туго: OCSiAl на тот момент мог похвастать разве что идеей по быстрому синтезу больших объемов нанотрубок, а еще «черной пылью на белом фильтре и снимком электронного микроскопа», вспоминает сооснователь компании.

Однако Чубайс в идею поверил. Решающим фактором для него оказался бэкграунд команды OCSiAl — их богатый опыт в бизнесе. «[Они] пришли и нагло заявили: «Мы успешные бизнесмены, мы можем запустить проект по производству одностенных нанотрубок», — вспоминает Киселев.

Так сначала OCSiAl получил инвестиции для строительства установки синтеза, а спустя три года, в 2014-м, «Роснано» выкупило долю в компании. По оценке замглавы госкомпании Юрия Удальцова, в совокупности «Роснано» вложило в проект $20 млн и приобрело евробондов OCSiAl еще на $40 млн. Почему государственные менеджеры так сильно верят в перспективы стартапа?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Почему все помешались на документальных детективах Почему все помешались на документальных детективах

Истории преступлений — в сериалах и кино

Vogue
Блестящее будущее Блестящее будущее

Как нарядиться на выпускной, чтобы сразить всех мальчиков?

Vogue
Облачный бизнес: разработчики решают Облачный бизнес: разработчики решают

Конференция Microsoft Build собрала шесть тысяч разработчиков

Эксперт
Поколение Y Поколение Y

Первый российский рейтинг «30 до 30»

Forbes
«Игра престолов»: 5 важных идей, которые мы вынесли из сериала «Игра престолов»: 5 важных идей, которые мы вынесли из сериала

Опыт коллективного переживания, который мы приобрели в процессе просмотра

Psychologies
Мужская консультация: остеохондроз Мужская консультация: остеохондроз

Разговор о тяжелом и трудноизлечимом заболевании

Maxim
Почему многозадачность — главный враг успеха на работе Почему многозадачность — главный враг успеха на работе

Как оставаться продуктивным на работе, продолжая использовать высокие технологии

Forbes
Путин оценил идею о залоге вместо ареста для бизнесменов Путин оценил идею о залоге вместо ареста для бизнесменов

В вопросе освобождения бизнесменов под залог важна сумма залога

Forbes
Читать за едой Читать за едой

Собрание людей, культур, гастрономических традиций и дизайнерских идей

Seasons of life
«Я репетирую с каждым по отдельности» «Я репетирую с каждым по отдельности»

Один из самых обсуждаемых театральных режиссеров — Максим Диденко

OK!
Бумажка вместо навыков: почему онлайн-образование не подготовит лидеров будущего Бумажка вместо навыков: почему онлайн-образование не подготовит лидеров будущего

Онлайн-курсы воспитывают людей с искаженным представлением о профессионализме

Forbes
Игра престолов Игра престолов

Выставка Salone del Mobile.Milano стала чем-то большим, чем смотр достижений

Grazia
Будем выращивать ГМО Будем выращивать ГМО

Как сократить отставание отечественной науки от мировой

Эксперт
6 мест, куда ни в коем случае не стоит класть свой телефон (эксперты не советуют) 6 мест, куда ни в коем случае не стоит класть свой телефон (эксперты не советуют)

Несколько мест, где не стоит держать смартфон

Playboy
Вспоминаем всех актеров, сыгравших Бэтмена в кино Вспоминаем всех актеров, сыгравших Бэтмена в кино

Разбираемся, как менялся образ мрачного супергероя

GQ
Синий свет от смартфона: почему его все боятся? Синий свет от смартфона: почему его все боятся?

Синий свет от экранов гаджетов: чем он опасен, и как избежать?

CHIP
Зять миллиардера Рыболовлева решил стать президентом Уругвая Зять миллиардера Рыболовлева решил стать президентом Уругвая

Бизнесмену и начинающему политику еще необходимо победить в праймериз

Forbes
Взросление в стиле рэп: Tyler, the Creator и его странный (и самый обсуждаемый) альбом IGOR Взросление в стиле рэп: Tyler, the Creator и его странный (и самый обсуждаемый) альбом IGOR

Чем хорош новый альбом Tyler, the Creator, и зачем рэперам жанровые эксперименты

Esquire
Пауэрбанки до 5000 мАч: карманный вариант Пауэрбанки до 5000 мАч: карманный вариант

Подборка маленьких аккумуляторов до 5000 мАч

CHIP
На пути к «умному» производству На пути к «умному» производству

Лидеры российской металлургии внедряют передовые решения мирового уровня

Эксперт
Почему все хотят именно часы с автоподзаводом? Почему все хотят именно часы с автоподзаводом?

Automatic – слово, способное набить цену вашим наручным часам

GQ
Самые дорогие бренды мира 2019 года по версии Forbes Самые дорогие бренды мира 2019 года по версии Forbes

Forbes составил ежегодный рейтинг самых дорогих брендов мира

Forbes
Лен идет в рост Лен идет в рост

Смоленская область может занять ведущие позиции по переработке льняного волокна

РБК
Точка в «российском деле».  Мюллер впервые рассказал об итогах расследования Точка в «российском деле».  Мюллер впервые рассказал об итогах расследования

Спецпрокурор Роберт Мюллер впервые прокомментировал содержание своего доклада

Forbes
Катерина Шпица: «Мне не мешает отсутствие диплома актрисы» Катерина Шпица: «Мне не мешает отсутствие диплома актрисы»

Катерина Шпица рассказала Grazia, сложно ли быть актрисой с дипломом юриста

Grazia
Рождение стратегической авиации: «Русский витязь» Рождение стратегической авиации: «Русский витязь»

Самолет «Русский витязь» — прадедушка современных бомбардировщиков

Популярная механика
Если б я был Нурсултан Если б я был Нурсултан

Нурсултан Назарбаев оставил пост президента по собственной воле. Но оставил ли?

GQ
Знаки внимания Знаки внимания

Подобрать идеальный крем можно и без косметолога, если правильно читать этикетки

Лиза
На острове Velvet На острове Velvet

15 лет назад Алёна Михайлова и Лиана Меладзе основали продюсерскую компанию

OK!
Открыть в приложении