Печаль в паспорте
Мужчины тоже грустят после развода. Этому посвящен пронзительный монолог Сергея Китаева о любви, чувстве вины и попытке вернуться
Я разводился один раз и не хочу делать это снова. Когда кто-то говорит, что у него все прошло легко и он просто наслаждается свободой — поздравляю и завидую, но не понимаю, как это он исхитрился. Для меня пара лет после развода были — нет, не худшими в жизни, а просто другой жизнью. Я исследовал ее, как Хантер Томпсон — с полным погружением. Но мне она не «зашла»: слишком нервно. Вот что я тогда понял.
Никто не виноват
Годы спустя смотришь на прошлое как на неизбежный ход истории — ну не закончилось бы оно по-другому. Можно было только время потянуть. Да, каждый из нас ответственен за все, что сделал. Но не виновен в своем выборе. Чувствуете разницу? А в момент принятия решения ты виноват. В глазах бывшей, родителей и своих собственных. Ты не просто уходишь — бросаешь семью. Не содержишь детей — а выплачиваешь репарации после поражения в войне. Чувство вины — вообще самое распространенное оружие манипуляции, и во время развода супруги пользуются им, плюя на все мыслимые конвенции. Говоришь, что у тебя другая женщина, — не щадишь чувства. Говоришь, что нет, — лжешь, значит, не уважаешь. Теперь не можешь, как раньше, провести с дочерью субботу в безделье, валяясь на диване за просмотром мультиков. Ты должен куда-то тащить ребенка, чем-то его развлекать, прыгать вокруг и спрашивать, чего он еще изволит. В общем, осатанело проявлять заботу и «посвящать время» — иначе покажется, что меньше любишь. И, конечно, ты не должен выглядеть счастливым — страдай от чувства вины, подонок, ведь ты обидел хорошего человека. Возможно, все вышеперечисленное даже не сильно навязывалось извне — меня мучили собственные установки, но от этого не легче. Никто не виноват в решении о разводе — так же, как в любом другом выборе.