Директор Манежа о том, как музеям искать свое место в мире

РБККультура

Директор петербургского Манежа Павел Пригара — о свободе и реальности

Мы встретились с директором петербургского Манежа Павлом Пригара, чтобы обсудить, почему русское понятие «выставочный зал» менее емкое, чем немецкое kunsthalle, применимы ли законы бизнеса на территории искусства и как музеям искать свое место в мире

Анастасия Каменская

756080476464739.jpg
© Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

«Когда кто-то пожаловался мне, что время летит слишком быстро и его не хватает, я сказал про хороший способ проверить это: долго смотреть на часы. Тогда оно покажется мучительно долгим. Восприятие времени, как и искусства, субъективно», — говорит, делая себе кофе, директор Центрального выставочного зала Манеж Павел Пригара. Большие окна его кабинета выходят на временами шумный, временами притихший Конногвардейский бульвар и каждый вечер становятся своеобразной рамкой для нарядных петербургских закатов. За то время, что Пригара занимает этот кабинет, он успел перепридумать Манеж и доказать, что выставки-блокбастеры здесь отныне не исключение из правил, а новая норма. Город (а за ним и весь мир искусства) к этой норме привык быстро — каждую экспозицию выставочного центра обсуждают долго и охотно. Для того, чтобы разобраться, как так вышло и что для этого нужно было предпринять, мы встретились с Павлом Пригара, а заодно прошлись по залам, где сегодня можно увидеть первую для России выставку южнокорейской художницы Ли Буль «Утопия Спасенная». Череда масштабных инсталляций обосновалась в пространстве Манежа, чтобы рассказать об утопиях и антиутопиях, уязвимости (принимающей форму то огромного нарядного надувного дирижабля, то зеркального лабиринта), а также о диалоге с русскими авангардистами, чьи работы стали частью экспозиции.

Вы часто рассказываете о том, что и кураторы, и художники, когда соприкасаются с Манежем как культурной институцией, получают свободу самовыражения. Вы сразу понимали, что это необходимое звено, или каким-то образом к нему стремились и пришли?

«Свобода» — очень важное слово для осознания человека в действительности. Мы начали с достаточно осторожного слова — «возможности», и в самом начале говорили, что Манеж — пространство возможностей. Чуть менее выразительный тезис, но, тем не менее, это достаточно продуктивное понятие. Из него рождаются интересные идеи и проекты. Мы понимаем, что живем в реальном мире, и свобода здесь может быть достаточно условной. Она может быть ограниченной, например, пространством зала и требованиями, связанными с обеспечением безопасности, или финансовыми и организационными возможностями. Но мы стараемся, чтобы при создании проекта, особенно на первоначальном этапе, когда идет обсуждение концепции, оно начиналось в большом и свободном интеллектуальном пространстве.

А может ли быть такое, что этой свободы оказывается слишком много?

Я слышал от кураторов и художников, что этот зал очень большой. Появляется ощущение избыточной свободы, возможности для большого высказывания. Не каждый с этим может справиться, и это, с одной стороны, свобода, а с другой — инверсия, то есть ограничение. Если человек не готов к такого рода масштабам высказывания, это становится ограничением. В этой связи интересным может показаться сопоставление таких важных сущностей для человеческой жизни, да и цивилизации в целом, как искусство и наука. И если наука в общем построена на некой последовательности, объективности, это область рациональная, то искусство — другое очень важное пространство, как раз свободы, где творцы, художники взаимодействуют с миром совсем по-другому. Они не стремятся быть объективными. Они испытывают влияние прошлого художественного опыта, но могут с легкостью, в отличие от науки, забыть целые столетия достижений культуры (или того, что казалось достижениями культуры) и следовать своим путем, расширяя опыт восприятия мира. Для каждого из нас важно сочетание эмоционального и рационального опыта. Наука перемещает нас в плоскость рационального, а искусство дает возможность воспринимать этот мир через эмоциональные инструменты.

Давайте поговорим про вертикальные и горизонтальные связи в мире искусства. Часто вертикальные структуры и неналаженные горизонтальные связи внутри сообщества становятся некоторым препятствием, особенно для молодых художников и кураторов. Что вы об этом думаете? Замечаете ли нехватку связей горизонтальных?

Когда мы пытаемся использовать определения вертикальной и горизонтальной структур, мы должны одинаково понимать, как эти структуры устроены. Мне кажется, внутри культурного сообщества нет достаточно четкого представления о том, как они различаются и каковы их признаки: формальные и неформальные. Вертикальные связи часто понимаются как институциональные. Но я вижу примеры, когда институции, взаимодействующие с искусством в этом пространстве, вертикально не интегрированы. То же и с горизонтальными структурами, которые могут возникать в разных местах, спонтанно или сознательно, которые не ориентированы на институциональное существование, но при этом имеют признаки институциональности. Огромное количество субъектов взаимодействуют в пространстве культурного, пытаясь сохранить или создать видимую или невидимую независимость. Как эти структуры взаимодействуют, мне сложно рассуждать в общем смысле. Конечно, это достойно большого исследования, достаточно подробного и точного, но, как мне кажется, оно скорее будет иметь характер исторической перспективы, чем отражать текущее положение дел. Мой опыт говорит о том, что это очень подвижная среда, и прогнозировать ее развитие, возникновение новых связей, разрушение старых — тяжело. Современное искусство, с моей точки зрения, исследует новые территории — в основном с помощью индивидуальной воли. Прогнозировать эту индивидуальную волю нам достаточно сложно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

60 лет со дня крупнейшей авиакатастрофы своего времени 60 лет со дня крупнейшей авиакатастрофы своего времени

16 декабря 1960 года на город Нью-Йорк рухнули сразу два авиалайнера

Maxim
Европейцы отказали искусственному интеллекту в праве убивать людей Европейцы отказали искусственному интеллекту в праве убивать людей

Решение об использовании вооружения должен принимать человек

N+1
Откуда пошла мода на короткие стрижки у женщин в XX веке? Откуда пошла мода на короткие стрижки у женщин в XX веке?

Женские стрижки радикально изменились после Первой мировой войны

Культура.РФ
Наивные медицинские мифы, к которым нас приучили фильмы и сериалы Наивные медицинские мифы, к которым нас приучили фильмы и сериалы

Ты не представляешь масштаба обмана, с которым мы имеем дело с самого рождения

Maxim
Зачем мечтать о славе Зачем мечтать о славе

Почему совет «быть скромнее и не высовываться» не так уж хорош

Psychologies
Животноводство в бедных странах перестали считать угрозой для климата Животноводство в бедных странах перестали считать угрозой для климата

Но оно остается ей во многих развитых странах

N+1
«Государства стало больше, и есть иллюзия, что это хорошо». Герман Каплун, TMT Investments — об итогах года на венчурном рынке «Государства стало больше, и есть иллюзия, что это хорошо». Герман Каплун, TMT Investments — об итогах года на венчурном рынке

В 2020 году в российском венчуре появилось много прекрасных бизнес-ангелов

Inc.
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, девица?

Что делать, если ты постоянно мерзнешь?

Лиза
«Загадай желание»: 4 вопроса, чтобы понять, чего мы хотим «Загадай желание»: 4 вопроса, чтобы понять, чего мы хотим

Как понять, о чем мы мечтаем на самом деле?

Psychologies
Как дарвиновская теория полового отбора объясняет животный мир — и нас самих. Отрывок из книги Как дарвиновская теория полового отбора объясняет животный мир — и нас самих. Отрывок из книги

Фрагмент из книги «Эволюция красоты»

СНОБ
Подъем с переворотом Подъем с переворотом

И века, и десятилетия не всегда совпадают с показаниями календарей

GQ
Правила жизни Ким Бейсингер Правила жизни Ким Бейсингер

Правила жизни актрисы Ким Бейсингер

Esquire
Безумства храбрых Безумства храбрых

«Так высоко, как Ольга Кузьмина, на этом проекте не летает никто»

OK!
Почему в России головные уборы были необходимой частью костюма? Почему в России головные уборы были необходимой частью костюма?

В старину головные уборы имели практическое значение

Культура.РФ
Ученые синтезировали супергидрид европия с 54 атомами Ученые синтезировали супергидрид европия с 54 атомами

Ученые синтезировали и рассчитали некоторые физические свойства гидридов европия

N+1
Как советская кинематография сняла свой первый хит и оказалась не готова к его успеху Как советская кинематография сняла свой первый хит и оказалась не готова к его успеху

Заграничный триумф и советский провал «Броненосца „Потемкин“»

Weekend
Физики услышали затухание звуковых волн в ферми-газе Физики услышали затухание звуковых волн в ферми-газе

Результаты этого эксперимента помогут в анализе устройства нейтронных звезд

N+1
Парное интервью: создатели нового концепт-стора Peak Сергей Танин и Константин Михайлов отвечают на 10 вопросов о будущем моды и аутдор-технологиях Парное интервью: создатели нового концепт-стора Peak Сергей Танин и Константин Михайлов отвечают на 10 вопросов о будущем моды и аутдор-технологиях

Создатели концепт-стора Peak о потребности в природе и новой реальности моды

Esquire
Глыба бесконечности. Тест обновленного Infiniti QX80 Глыба бесконечности. Тест обновленного Infiniti QX80

Используем плановое обновление самого большого японца

РБК
Микропластик обнаружили в воздухе над Атлантическим океаном Микропластик обнаружили в воздухе над Атлантическим океаном

Пластиковые частицы переносятся ветром с поверхности воды

N+1
Ученые убаюкали дрозофил Ученые убаюкали дрозофил

Оказалось, плодовые мушки — хороший модельный организм для изучения убаюкивания

N+1
Оставьте брезгливость, съешьте лягушку! Оставьте брезгливость, съешьте лягушку!

21 метод повышения личной эффективности

kiozk originals
Парадокс об актрисе Парадокс об актрисе

Ольга Федянина о «Дневниках» Алисы Коонен

Weekend
Почему ежегодную пресс-конференцию президента можно больше не смотреть Почему ежегодную пресс-конференцию президента можно больше не смотреть

Система перестала работать

СНОБ
Карабах не выдержит двоих Карабах не выдержит двоих

Если ты ничего не понимаешь в армяно-азербайджанском конфликте, читай эту статью

Maxim
Одураченные случайностью Одураченные случайностью

О скрытой роли шанса в бизнесе и в жизни

kiozk originals
«Здесь нет шансов что-то доказать». ДТП, которое может произойти с каждым «Здесь нет шансов что-то доказать». ДТП, которое может произойти с каждым

Разбираем в последствиях ДТП: кто виноват и что делать

РБК
15 мыслей Алексея Мишина 15 мыслей Алексея Мишина

Профессор фигурного катания рассказал о новом ледниковом периоде

GQ
Палец в ране. Рассказ из книги Алана Черчесова «Клад» Палец в ране. Рассказ из книги Алана Черчесова «Клад»

Отрывок из сборника рассказов Алана Черчесова

СНОБ
Как способов прокачать мозги: 6 нетривиальных способов Как способов прокачать мозги: 6 нетривиальных способов

Более того, чтобы поумнеть, тебе почти не придется вставать с дивана

Maxim
Открыть в приложении