Директор аукционного дома Егор Молчанов: Нонконформисты существовали за пределами выставочной и музейной жизни
Российские коллекционеры все чаще обращают внимание на работы художников-нонконформистов. В ближайшее время рост стоимости произведений шестидесятников может составить 20–30% в год, считает директор ARTinvestment.RU Егор Молчанов. О том, почему внимание обращено именно на нонконформистов, он рассказал «Снобу»
«Безысходный пессимизм»
В конце 1950-х в павильонах выставочного центра «Сокольников» прошла выставка «Промышленная продукция США». Московской публике демонстрировали новейшие телевизоры, автомобили, катера. Привезли и произведения искусства — советские зрители впервые увидели работы Джексона Поллока, Виллема де Кунинга, Марка Ротко. Маститые советские художники были возмущены. Например, Павел Соколов-Скаля написал разгромную статью, в которой говорил о «бесплодном абстракционистском направлении» — в нем, по его мнению, выражались «безысходный пессимизм» и «отсутствие жизненной правды». Но такого мнения придерживались далеко не все: для молодого поколения знакомство с работами американских художников стало настоящим событием. Однако появление подобных работ в СССР было невозможным, во всяком случае, официально. Все, что не отвечало советским представлениям о том, что и как должны отображать художники, существовало за пределами выставочной и тем более музейной жизни. Нонконформистов как будто и не было вовсе. И все же они создавали собственные, очень необычные техники работы и целые художественные течения.