Женщина на Хризантемовом троне
Когда Японская империя в 1910 году аннексировала Корею, она уже была доминирующей державой в регионе и не очень-то беспокоилась о международной реакции. И всё же оставалась некоторая потребность объясниться — хотя бы перед собственными гражданами. На помощь пришла, конечно же, историческая справедливость. Пропаганда вспомнила, что ещё много столетий назад императрица Дзингу подчинила себе корейские государства, сделав их частью Японии.
О Дзингу мы знаем в первую очередь из древнейших японских летописей — «Кодзики», «Нихон сёки» и «Фудоки», созданных в VIII веке. Она была женой императора Тюая и с ранних лет отличалась «дарованиями и мудростью, и по красоте превосходила обычных людей». К сожалению, её супруг ослушался богов и рано скончался. Здесь версии у источников расходятся. В одних текстах он погиб во время войны с племенами кумасо, в других — неожиданно заболел и умер у себя во дворце после того, как пренебрёг божественным посланием. Но все сходятся на том, что верховная богиня солнца Аматэрасу велела Тюаю отправиться с походом на Запад, а он этому указанию не последовал, за что и поплатился.
После его смерти вдова объявила о беременности и взяла власть в свои руки. Это не очень типично для Страны восходящего солнца. В Японии женщины до сих пор не имеют права наследовать императорский титул, так что Хризантемовый трон всегда переходил от мужчины к мужчине — за очень редкими исключениями. А учитывая многовековую традицию многожёнства у аристократии, недостатка в наследниках обычно не было. Так, из 126 японских императоров только восемь были женщинами (Дзингу в их число не входит, она правила в качестве регента). Некоторые исследователи видят в этом признак того, что Тюая убил не божественный гнев, а заговор собственной жены и её сторонников.
В любом случае Дзингу развернула активную деятельность: пообщалась с богами, возвела новые храмы, провела разнообразные ритуалы и объявила о подготовке военного похода на Запад. Летописи особенно подчёркивают, что на время этой кампании она вместе с мужскими функциями приняла на себя и мужской облик: облачилась в мужские одежды, сделала традиционную мужскую причёску и взяла в руки оружие.
