Загадочная история товарища Клутке
Этот донос или, если угодно, сигнал обеспокоенных советских дипломатических работников и деятелей международного коммунистического движения был отправлен из Берлина в Иностранный отдел ОГПУ. Он касается деятельности некоего Клютке (в других документах — Клутке), который в 1925 году обратился в полпредство СССР в Берлине.

Копию доноса секретарь полпредства Якубович приложил к переписке с руководством Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) — раннесоветской организации, занимавшейся поддержкой развития авиации на добровольные гражданские взносы. «Товарищ Клутке», как сообщает Якубович в своём письме, прибыл в Берлин из Москвы в отпуск и пожелал получить официальный мандат представителя ОДВФ для проведения переговоров об участии советских спортсменов в международном соревновании планеров («фланеров», как пишет Якубович).
При этом необходимых документов он при себе не имел, но заявлял, что каким-то образом их потерял, однако договорился о мандате в разговоре с руководством ОДВФ и советским полпредом в Германии Николаем Крестинским. Самого Крестинского в момент приезда Клутке в Берлине не было, однако полпредство связалось с ним для уточнения вопроса, и он сообщил, что не припоминает никаких разговоров на подобную тему.
В итоге полпредство воздержалось от выдачи мандата товарищу Клутке и одновременно переправило в адрес ОДВФ как объяснения самого Клутке, так и уже упомянутую копию доноса в ОГПУ. Из него же следует, что Клутке (там он назван Клютке) действительно имел отношение к авиации. Правда, довольно специфическое. В 1919 году он должен был участвовать в задуманной советскими агентами переправке немецких самолётов в Советскую Россию.
