Техника русской мозаики
В Эрмитаже сосредоточена самая большая в России коллекция произведений из малахита. Все они относятся к высшим достижениям русской камнерезной школы. Мастерами-малахитчиками созданы не только декоративные изделия (вазы, чаши, столешницы), но и интерьеры дворцов и храмов Петербурга.
Русская мозаика — это художественная техника с целью максимального раскрытия красоты натурального камня. Варьируя цвет и текстуру малахита, применяя различные способы укладки мозаичных пластин, мастера создавали разнообразные орнаментальные композиции.
Сама эта техника, секрет которой оказался утрачен, была восстановлена на основе изучения архивных источников, обобщения результатов многочисленных исследований и экспериментов.
Первый технологически важный этап — это подбор малахита и его правильная ориентация при распиловке на пластины. Подбор малахита проводится индивидуально, с учетом декоративных особенностей каждого изделия, его размеров и назначения. Во всех случаях необходимо следовать единому правилу: масштаб рисунка пластины должен соответствовать масштабу предмета таким образом, чтобы создавалось ощущение цельного куска малахита.
Второй этап — изготовление наклеечной мастики, которая наносится на основу из камня или металла. Затем на горячую наклеечную мастику, также в нагретом виде, кладут заранее подобранные и подогнанные пластины малахита. После оклейки предмета малахитовыми пластинами швы и пустоты между пластинами заполняют малахитовой крошкой, предварительно перемешанной с мастикой особого сорта, которая хорошо шлифуется и полируется. После заполнения пустот выполняется шлифовка поверхности шлифовальными брусками. А для завершающего этапа шлифовки