Семейные расколы
Соратники Сталина никогда не могли чувствовать себя в безопасности и уж тем более не могли гарантировать безопасность членам своих семей. Вот несколько историй о видных коммунистах сталинских времён, чьим жёнам пришлось пройти через лагеря и тюрьмы.
Полина Жемчужина и Вячеслав Молотов
История Полины Жемчужиной до конца сороковых ХХ века — про удивительный взлёт. Это история о том, как девочка из бедной еврейской семьи, которая в 13 лет начала работать на табачной фабрике, проделала путь от папиросницы до кресла наркома. Само собой, везло так не каждому. Жемчужина, убеждённая и пламенная коммунистка, не достигла бы подобных высот, если бы в 1921 году не вышла замуж за Вячеслава Молотова, в тот момент секретаря ЦК ВКП(б), а сам Молотов не продемонстрировал бы поразительную живучесть в партийной борьбе, где ставкой всегда была не просто карьера, а жизнь самого участника и всех его близких.
Молотовы благополучно прошли через Большой террор, а начало 1939-го принесло семье немало хороших новостей: в январе Жемчужина стала наркомом рыбной промышленности (правда, всего на несколько месяцев), в марте её супруг возглавил Народный комиссариат иностранных дел.
Крах и опала случились через десять лет. Молотов имел привычку делиться с женой содержанием секретных разговоров, которые велись в кабинете Сталина, а Жемчужина откровенничала на эту тему с Голдой Меир — послом Израиля (в будущем она станет израильским премьер-министром). И тут нужно вспомнить, что паспорт на имя Полины Жемчужиной появился у нашей героини далеко не сразу, при рождении её звали Перл Карповской. У них с Меир было много общего. Обе родились на Днепре в еврейских семьях, обе прекрасно знали идиш. Жемчужину арестовали в январе 1949-го, через месяц её мужа сняли с должности министра иностранных дел. Следующие четыре года супруга провела в лагерях, а супруг — в страхе. В октябре 1952-го Сталин устроил Молотову разгром на пленуме ЦК, назвав бывшего министра «капитулянтом» и обвинив едва ли не в трусости и предательстве. Вероятно, арест был очень близок, но уже в марте 1953 года Сталин умер, и 10 марта, на следующий день после его похорон, Жемчужина была освобождена по приказу Берии и реабилитирована.