Рога и копыта ливонских рыцарей
В «Александре Невском» Эйзенштейна есть немало сцен, которые неизменно вызывали восторженные крики зала, особенно мальчишеской его части. Главная из них — напряжённый поединок князя с магистром, когда Александр Ярославич, изловчившись, отрубает один из рогов немецкого шлема. Потрясённый и павший оземь предводитель ливонцев так и попадает в плен с однорогим ведром на голове.
Вообще, чего там только нет на рыцарских шлемах: в сражении мелькают открытые ладони, короны, крылья, орлиные когти, которые советские мальчишки образца 1938 года называли куриными лапами. У массы рыцарей попроще — клёпаные вёдра с вырезанным для обзора крестом. Мы с вами тут не станем разбирать общий исторический и политический фон знаменитого фильма, отметим только, что ливонские братья, бывшие меченосцы, к 1242 году были не самостоятельным орденом, а местным отделением Тевтонского. Внешне это выразилось в том, что вместо алых меча и креста они стали носить на плащах и щитах один только крест — чёрный, тевтонский.
Но вот шлем. Он к середине XIII века претерпел много изменений. Дело в том, что основной формой схватки стал конный бой на копьях. И главной оборонительной задачей было не получить смертельный удар в голову. Начали прикрывать лицо. Появился наносник, за ним — маска. А затылок? А подбородок? Да, защита есть, но кольчужный воротник и капюшон не спасут от удара копьём. Таким образом и получается шлем цилиндрической формы с плоским верхом, который немцы назвали «топфхельм» — «горшковый»