История рисунка, бесследно исчезнувшего после 1917 года

ДилетантИстория

Пропавший шедевр

В силу специфики историко-предметного метода атрибуции, объектами его изучения, как правило, становятся портреты мужчин: генералов, офицеров, чиновников. Тем не менее за свою 30-летнюю практику мне удалось определить около 50 женских изображений. Среди них замечательный рисунок Ореста Кипренского, бесследно исчезнувший после революции 1917 года.

Александр Кибовский

Варвара Александровна Ланская, урождённая княжна Одоевская. Рисунок Ореста Кипренского, ок. 1813 года Современное местонахождение неизвестно. Публикация 1911 года Ранее: женский портрет, с 1987 года портрет госпожи Вилло

Изумительное творчество Ореста Кипренского стало самой яркой страницей в искусстве русского романтизма. Для отечественной культуры это тем более важно, что его талант был замечен и раскрыт петербургской Академией художеств. За границу Кипренский впервые отправился в 1816 году уже зрелым мастером и поразил своей живописью и графикой европейских коллег. Он первым из наших художников заслужил международное признание и доказал высокий уровень русской творческой школы.

А вот на самого Кипренского знакомство с Европой повлияло не лучшим образом. Он в совершенстве овладел всеми модными приёмами, но при этом постепенно стала слабеть его врождённая лёгкость и самобытность. Это, очевидно, понимал и сам художник. До конца жизни он возил с собой в качестве лучших демонстрационных образцов свои ранние картины, написанные ещё в 1800-е годы: портрет отца, который в Италии принимали за кисть Рембрандта и отказывались верить в русское авторство; знаменитый портрет лейб-гусара Евграфа Давыдова, много лет ошибочно считавшийся изображением поэта и партизана Дениса Давыдова, и другие.

К доевропейским рисункам Кипренского относится прекрасный женский портрет, исполненный пером около 1813 года. Накануне революции этот лист принадлежал известному коллекционеру Евгению Григорьевичу Шварцу. У него хранились и другие рисунки Кипренского, доставшиеся ему от жены Александры, чей дед Алексей Романович Томилов славился в начале XIX века как ценитель искусств, меценат и дружил со многими художниками. Рисунок настолько хорош, что в 1911 году талантливый искусствовед и организатор вернисажей барон Николай Николаевич Врангель не просто показал его на первой персональной выставке произведений Кипренского, но и опубликовал в каталоге. Только благодаря этому мы можем сегодня судить о рисунке, поскольку после революции его следы затерялись.

В 1918 году, спасая свою прекрасную коллекцию от погромов и грабежей, Шварц передал тысячи замечательных произведений на хранение в Русский музей. В дальнейшем все они были национализированы, а самого старика-камергера Шварца выслали в Якутию, где он умер в 1932 году. Но среди поступивших в госфонды шедевров женский портрет отсутствовал. Сегодня местонахождение этого рисунка Кипренского неизвестно.

Тем не менее публикация 1911 года позволяет нам, даже спустя век, провести историческое и иконографическое исследование. Для начала нужно разобраться с происхождением рисунка и определить круг возможных персонажей Кипренского. Ведь его работы оказались у Томилова, а затем по наследству у Шварца не случайно. В отличие от шести тысяч картин, гравюр, скульптур, икон рисунки Кипренского изначально не были предметами коллекционирования. На них изображены родные и близкие Томилова, в том числе семья Ланских, поскольку сводная сестра мецената Александра вышла замуж за генерал-майора Павла Сергеевича Ланского.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении