Последние минуты императора Максимилиана
Самыми известными картинами, посвящёнными гибели австрийского эрцгерцога и императора Мексики, считаются картины Эдуарда Мане. Будучи современником тех событий, он в конце 60-х годов XIX века взялся за серию работ о расстреле Максимилиана, и из-под его кисти вышли сразу три больших полотна.
Гораздо менее известной, хотя и не менее масштабной, стала картина соотечественника и ровесника Мане Жан-Поля Лорана (1838-1921), члена Французской академии изящных искусств. Его произведение появилось заметно позже, в 1882 году. В отличие от Мане, Лоран сконцентрировался не на самой казни, а на встрече Максимилиана с офицерами мексиканской армии, которые зачитывают ему смертный приговор. При этом автор явно сочувствует свергнутому монарху.
Лоран готовил полотно к Парижскому салону 1882 года и рассчитывал, что картиной заинтересуется правительство. Тем более что по заказу властей художник написал для парижского пантеона два полотна, а также расписал плафоны в театре «Одеон» и внутренние помещения тулузского Капитолия (здания мэрии Тулузы). Покупателем же стал русский меценат и коллекционер Павел Третьяков.