Всё здание, возведённое Карлом Росси на Дворцовой площади, зовут Главным штабом

ДилетантИстория

Пол Главного штаба

По устоявшейся традиции всё здание, возведённое Карлом Росси на Дворцовой площади, именуют Главным штабом, хотя триумфальная арка в центре огромной дуги фасада соединяет два крыла: одно из них предназначалось для размещения военного ведомства, другое — для двух главных гражданских министерств — иностранных дел и финансов.

Юлия Денисова, Елена Кузьмина

Танцевальный зал

В 1988 году восточное крыло Главного штаба стало частью Эрмитажа. На протяжении почти двух десятилетий музей проводил реставрацию здания, которое в советское время занимали различные организации и учреждения. Возведённое в начале XIX века, оно приспосабливалось для жизни музея XXI века.

Скрытые за фасадом внутренние хозяйственные дворы были перекрыты стеклянными сводами и превратились в новые залы. Бесконечные ряды одинаково скромных канцелярских кабинетов стали экспозиционными анфиладами. Блеск и великолепие вернулись после бережной реставрации в парадные интерьеры, созданные архитектором Карлом Росси в сотрудничестве с мастерами декоративной живописи Джованни Батиста Скотти и Антонио Виги.

Самыми роскошными в здании были помещения служебной квартиры министра иностранных дел. В 1829 году, когда была завершена внутренняя отделка здания и чиновники въезжали в новые кабинеты, первым хозяином этих 27-комнатных апартаментов, в которых были и личные, и рабочие, и парадные залы, стал граф Карл Нессельроде, возглавлявший внешнеполитическое ведомство с 1816 года, а в 1845 году получивший чин канцлера — высший в гражданской иерархии Российской империи. При следующих владельцах, а ими были до 1917 года все министры иностранных дел, эти апартаменты практически не меняли своего вида.

Представительские обязанности хозяина, принимавшего в своём жилище весь дипломатический корпус столицы, определяли необходимость соответствующего убранства. Дважды в год канцлером проводились балы в присутствии императора и императрицы, на которые приглашались около четырёхсот человек — весь высший свет Петербурга. В распоряжении гостей были гостиные, столовая и, конечно, Танцевальный зал — торжественное и величественное помещение с расставленными вдоль стен пилястрами из голубого мрамора, которые венчают крупные женские гермы. Выполненная в серо-голубых тонах гризайльная (имитирующая рельеф) роспись потолка представляет сюжеты античных мифов, повествующие об олимпийских богах и падении древней Трои. На зеркальной стене — полукруглые бра, их отражение создаёт иллюзию большого круглого светильника, а всё убранство вызывает ощущение увеличивающегося нарядного пространства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении