Пол Главного штаба
По устоявшейся традиции всё здание, возведённое Карлом Росси на Дворцовой площади, именуют Главным штабом, хотя триумфальная арка в центре огромной дуги фасада соединяет два крыла: одно из них предназначалось для размещения военного ведомства, другое — для двух главных гражданских министерств — иностранных дел и финансов.
В 1988 году восточное крыло Главного штаба стало частью Эрмитажа. На протяжении почти двух десятилетий музей проводил реставрацию здания, которое в советское время занимали различные организации и учреждения. Возведённое в начале XIX века, оно приспосабливалось для жизни музея XXI века.
Скрытые за фасадом внутренние хозяйственные дворы были перекрыты стеклянными сводами и превратились в новые залы. Бесконечные ряды одинаково скромных канцелярских кабинетов стали экспозиционными анфиладами. Блеск и великолепие вернулись после бережной реставрации в парадные интерьеры, созданные архитектором Карлом Росси в сотрудничестве с мастерами декоративной живописи Джованни Батиста Скотти и Антонио Виги.
Самыми роскошными в здании были помещения служебной квартиры министра иностранных дел. В 1829 году, когда была завершена внутренняя отделка здания и чиновники въезжали в новые кабинеты, первым хозяином этих 27-комнатных апартаментов, в которых были и личные, и рабочие, и парадные залы, стал граф Карл Нессельроде, возглавлявший внешнеполитическое ведомство с 1816 года, а в 1845 году получивший чин канцлера — высший в гражданской иерархии Российской империи. При следующих владельцах, а ими были до 1917 года все министры иностранных дел, эти апартаменты практически не меняли своего вида.
Представительские обязанности хозяина, принимавшего в своём жилище весь дипломатический корпус столицы, определяли необходимость соответствующего убранства. Дважды в год канцлером проводились балы в присутствии императора и императрицы, на которые приглашались около четырёхсот человек — весь высший свет Петербурга. В распоряжении гостей были гостиные, столовая и, конечно, Танцевальный зал — торжественное и величественное помещение с расставленными вдоль стен пилястрами из голубого мрамора, которые венчают крупные женские гермы. Выполненная в серо-голубых тонах гризайльная (имитирующая рельеф) роспись потолка представляет сюжеты античных мифов, повествующие об олимпийских богах и падении древней Трои. На зеркальной стене — полукруглые бра, их отражение создаёт иллюзию большого круглого светильника, а всё убранство вызывает ощущение увеличивающегося нарядного пространства.