Пайцза монгольских ханов

«Податель сего действует по моему приказу и на благо Франции». Как мы помним, этот документ, подписанный Ришельё, Миледи пришлось отдать Атосу под дулом пистолета. Была бы наша коварная знакомая не кардинальской шпионкой, а монгольской чиновницей, это была бы не бумага, а табличка, носилась бы она на цепочке. Такой охранный «вездеход» назывался пайцзой.

Впрочем, коварной даме повезло, потому что носить на шее такую штуку тяжело и обременительно. Пластинка с подтверждением полномочий появилась в Китае между VII–IX веками, когда зачатками Франции правили ветхие Меровинги и Капетинги, а Монгольской империи не было ещё и в мечтах. Судя по описаниям, китайские чиновники получали серебряную табличку для проезда по служебным делам на казённом транспорте.
Чингисхан пришёл в Китай, когда система выдачи пайцз развернулась во всей своей полноте. И, как обычно, монголы взяли себе в покорённой стране всё то, что считали полезным. Вместе с осадными машинами и другими чудесами завоеватели подхватили идею грозных мандатов и понесли её дальше на Запад.