Охота за политическими
Молодые люди Николаевской эпохи чувствовали себя наследниками декабристов. А потому какое бы общество ни основывали — литературное, дискуссионное, философское, — рано или поздно касались политики.
Кружок братьев Критских
Кружок братьев Петра, Михаила и Василия Критских существовал с 1826 по 1827 год и объединял молодых людей, многим из которых не исполнилось и 20. Они называли себя последователями декабристов, планировали убийство монарха, считали, что России нужна конституция. Выдал соратников один из членов кружка, Николай Лушников. Всех отправили в крепости и монастырские остроги, а потом в солдаты.
«Всё у них было по-настоящему, даже печать с девизом “Вольность и смерть Тирану”. Вототрывок из протокола допроса одного из братьев: “...любовь к независимости и отвращение кмонархическому правлениювозбудились в нёмнаиболее отчтениятворений Пушкина и Рылеева”». Лидия Либединская «С того берега»
Литературное общество 11-го нумера
В 1829 году Белинского зачислили в Московский университет. Он и другие студенты-словесники, которые не могли снимать жильё, жили в университете в комнате номер 11, где и образовалось что-то вроде дискуссионного клуба. Одним из его членов был поляк Тадеуш Заблоцкий, будущий поэт и переводчик. Вместе с другими польскими студентами он создал «Общество любителей отечественной словесности». В 1833 году за распространение антиправительственной песни его арестовали и сослали на Кавказ.
«Итак, возвратимся в 11-й №, где случайные сходки и споры студентов приняли серьёзный и как бы официальный характер. Из студентов составилось литературное общество под названием литературных вечеров, на которых читались собственные сочинения, переводы и высказывались суждения о журнальных статьях и о лекциях».