Надеваем протест на себя
«Arrest Ме!» — призывает надпись на толстовке парнишки в метро, и я, признаться, не понимаю, чего здесь больше: подросткового вызова, протеста против полицейского произвола, бравады хипстеров, моды или бизнеса?
Толстовка — в некоторой степени парафраз знаменитой футболки, выпущенной бабушкой английской панк-моды Вивьен Вествуд в 2005 году. «I'аm not a terrorist, please don't arrest mе» — такая надпись в сочетании с ярко-красным сердечком украшала белые тишотки, детские песочники и ещё какую-то дребедень, призванную собрать деньги на деятельность британской правозащитной группы Liberty. Поводом к её появлению послужил пакет принятых правительством антитеррористических законов, а красное сердце напоминало о несчастном бразильском студенте Жане Шарле де Менезесе, убитом принявшими его за террориста полицейскими.
В лице госпожи Вествуд мода и протест сплелись неразрывно. Раз осознав силу слова, то есть букв, напечатанных на ткани, Вествуд не останавливалась. В молодые годы футболки и рубашки королевы панка и её дружка Малькольма Макларена из Sex Pistols призывали требовать невозможного или просто — Destroy. Достигнув преклонных лет, Вествуд, с 1992 года обременённая титулом «Дамы Британской империи», с той же страстью вступила в борьбу против консюмеризма, правительства и войны; за спасение Арктики, освобождение Джулиана Ассанжа и, понятное дело, за мир во всём мире... Гламурный протест неплохо монетизируется, ведь соответствующие надписи украшают не только 50-фунтовые футболки, но и чулки, сумочки, плащи и кардиганы.
Соотечественница и коллега Вествуд Кэтрин Хэмнетт прославилась в 1984 году, явившись на приём на Даунинг-стрит в футболке с надписью «58% не хотят "Першингов"» (что было чистой правдой — решение о размещении «Першингов» премьер-министр принимала вопреки данным соцопросов). Маргарет Тэтчер, с улыбкой пожав нахалке руку, осведомилась, не перепутала ли та вечеринку, но снимок двух леди на следующий день напечатали повсеместно,