Как приняли решение о том, что в космос первым отправится Юрий Гагарин

ДилетантНаука

«На первый-второй рассчитайсь!»

Решение о том, что в космос первым отправится Юрий Гагарин, а Герман Титов будет его дублёром, было официально принято Государственной комиссией за несколько дней до полёта.

Встреча Гагарина. Москва, 14 апреля 1964 года

11 апреля 1961 года начальник «космического» отдела Главного штаба ВВС генерал-лейтенант Николай Каманин записал в дневнике: «На мой вопрос: "Когда ты узнал, что полетишь первым?", он (Гагарин. — Авт.) ответил: "Я всё время считал мои и Германа шансы на полёт равными, и только после того, как вы объявили нам своё решение, я поверил в выпавшее на мою долю счастье совершить первый полёт в космос"».

Юрий Гагарин не выделялся из основной группы ни по одному показателю, но зато и не имел уязвимых мест. Как пишет в книге «Космонавт №1» журналист Ярослав Голованов, «отсутствие некоего главенствующего преимущества может показаться недостатком, но оно было как раз огромным достоинством Гагарина... Дело не в том, что он не был первым, а в том, что он всегда был одним из первых и никогда последним». Сергей Павлович Королёв, чей голос, разумеется, был одним из самых весомых, подчёркивал: «В Юре сочетаются природное мужество, аналитический ум, исключительное трудолюбие».

Герман Титов до последнего момента был его главным конкурентом. Как отмечает Каманин в своём дневнике за неделю до первого старта, «Титов все упражнения и тренировки выполняет более чётко, отточено и никогда не говорит лишних слов». По его словам, решение в пользу Гагарина парадоксальным (на самом деле, логичным) образом вытекало из этого: «Единственное, что меня удерживает от решения в пользу Титова, — это необходимость иметь более сильного космонавта на суточный полёт. Второй полёт на шестнадцать витков будет бесспорно труднее первого одновиткового полёта».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении