Соглашение о ленд-лизе принесло головную боль советской бюрократической машине

ДилетантИстория

Кто и как платил за ленд-лиз?

Станислав Кувалдин

Грузовые автомобили «Студебекер», поставленные американскими союзниками по акту о ленд-лизе, перед отправкой на фронт в районе Можайска. 17 мая 1944 года

Достижение соглашения о ленд-лизе, по которому в СССР без предварительной оплаты могли поступать вооружение, стратегические материалы и продовольствие из США, помимо очевидного облегчения ситуации со снабжением советского фронта и тыла, принесло и головную боль для советской бюрократической машины. Об этом советская ведомственная переписка 1942 года.

Поток неоплачиваемых грузов, часть которых после окончания войны СССР, впрочем, полагалось оплатить, поступал в распоряжение советской стороны, а значит, следовало выработать механизм, как именно он будет распределяться, ставиться на учёт и вообще включаться в советскую военную машину и экономику. Кроме того, несмотря на бесплатные поставки, в СССР приходили товары, имеющие свою стоимость на внешнем и внутреннем рынке, — а значит, следовало решать, как именно включать их в хозяйственный оборот.

О связанных с этим бюрократических разногласиях можно узнать из ведомственной переписки после заключения 11 июня 1942 года между правительствами СССР и США Соглашения о принципах, применимых к взаимной помощи и ведению войны против агрессии.

Хотя первые поставки американской техники в СССР начались раньше, именно это соглашение запустило полноценный механизм отправки в СССР необходимых ему ресурсов, вооружения и техники, рассчитанный до окончания войны и не предусматривающий предварительной оплаты, что принято объединять под понятием ленд-лиз.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении