Крым: Врангель и эмиграция
Письмо кадета Ицхака (Исаака) Шнеерсона в адрес члена ЦК Конституционно-демократической партии Николая Астрова, видного политика, многолетнего городского головы Москвы, написано в особое время и по особому поводу.
Шнеерсон ссылается на переписку с Павлом Долгоруковым, также известным кадетом, остававшимся в Крыму. Он пишет о том, что врангелевский Крым изолирован от всей европейской политической жизни (в которую так или иначе уже были вовлечены эмигрировавшие в Европу кадеты) и действующая там власть не имеет чётких представлений о преобладающих в европейской политике взглядах и подходах.
При этом в самом Крыму политическая жизнь определяется «безлюдьем» — то есть отсутствием на полуострове авторитетных общественных деятелей, которые к осени 1920 года уже оказались в эмиграции, отчего «в Крыму они варятся в собственном соку, довольно неважном (выражаясь мягко), и наметили себе тактику, приспособляясь к чёрным элементам, свившим себе довольно прочное гнездо в Крыму». Под чёрными элементами Шнеерсон, очевидно, имеет в виду крайне правых и монархистов, которые, с его точки зрения, преобладают на полуострове. Он пишет, что врангелевское правительство (к которому он относится с некоторым сочувствием) понимает, что «в Европу нельзя прийти с Севастопольским убогим багажом», и теперь «они кивают головой и к демократии, показывают