Кочубеи
Ранняя история известного украинского рода осенена почти шекспировской трагедией — казнью Василия Кочубея из-за доноса на гетмана Ивана Мазепу. Позднее оказалось, что предупреждения по поводу гетмана были проигнорированы напрасно, род реабилитировался и на протяжении следующих столетий ещё не раз появлялся в калейдоскопе российской истории вплоть до событий Второй мировой войны.
О происхождении Кочубеев можно догадаться, даже не зная об истории рода абсолютно ничего: окончание фамилии -бей не оставляет почти никаких сомнений. И действительно, по семейной легенде, предком будущих князей был знатный татарин Кучук-бей, выехавший из Крымского ханства в XVII веке и взявший после крещения имя Андрей.
Василий Леонтьевич Кочубей, которого много позже обессмертил Пушкин в поэме «Полтава», приходился крымчанину внуком. Хотя доступ к серьёзному образованию для юноши был закрыт, благодаря своему усердию он смог в совершенстве освоить канцелярское дело. Умение обращаться с бумагами сначала привело Кочубея на должность регента канцелярии Войска Запорожского, а затем он стал генеральным писарем, который по должности считался главным советником гетмана.
В 1687 году гетманом был провозглашён шляхтич Иван Мазепа. Он близко сошёлся с Василием Леонтьевичем, который получил от своего начальника должность генерального судьи, а также несколько сёл, в том числе знаменитую Диканьку, ставшую семейным гнездом Кочубеев. Более того, гетман почти породнился со своим протеже, крестив его дочь Матрёну. Она в итоге и станет одной из причин разлада Кочубея и Мазепы: когда девушка подросла, старый воевода влюбился в неё без памяти. Крестница — к ужасу своих родителей — ответила взаимностью.