Россия колебалась между общеевропейским путём развития и своим «особым путём»

ДилетантИстория

Идеология «умственных плотин»

Столетиями Россия колебалась между общеевропейским путём развития и своим «особым путём», неизменно означавшим ничем не сдерживаемый произвол власти с последующей национальной катастрофой.

Сергей Завельский

Святая Русь. Михаил Нестеров, 1905 год

«Божественное самодержавие» монаха Филофея Освободившись от ига Орды, русские княжества развивались «ноздря в ноздрю» с европейскими, пока самодержавная «революция» Ивана Грозного кнутом и плахой не загнала Идеология «умственных плотин» Сергей Завельский Московское царство на «особый путь». Но одно голое насилие без идейного обоснования — ненадёжный фундамент власти. Такое обоснование дал псковский монах Филофей: его концепция объявила Московское царство «Третьим Римом», единственным законным наследником (после падения Византии) истинного христианства — православия. Эта «Святая Русь», возглавляемая «царём-священником», земным средоточием православия, была окружена (особенно с запада) слугами Сатаны.

Тонкие богословские построения Филофея в едва ли не поголовно неграмотной стране мало кому были понятны, зато практические выводы из них оказались очень удобны для подведения «божественно-исторического» фундамента под самый лютый произвол. Они в том или ином изводе и стали впоследствии излюбленной идеологией московского самовластия.

Портрет Александра I. Александр Молинари, 1813 год

Согласно Филофею, через царя как через единственный «интерфейс» Московским царством управляет непосредственно сам Христос. Каждому он определяет его место и роль в государстве, а значит, любая самостоятельная попытка подданного хоть как-то изменить их, даже мысль об этом — кощунство, и наказание за него — казнь лютая. Все отношения верующих с Богом по земным вопросам — только через царя, как через «одно окно». Духовное представление о «рабах Божьих», спроецированное на земную жизнь, низвело православных в царские холопы. «Жаловати есмя своих холопей вольны, а казнити вольны же», — эту уверенность Ивана IV разделяли едва ли не все московские самодержцы. А поскольку лица «холопей» несущественны, то и всё человеческое разнообразие подданных слилось для московской власти в единоликую однородную массу — православный русский народ.

Неудача «конституционных мечтаний»

Возрождая разрушенную в Смутное время государственность, первые Романовы сохранили в качестве идейных скреп Московского царства и божественное самовластие царя, и агрессивную «еврофобию». Лишь катастрофическое военное и экономическое отставание от западных соседей вынудило прагматика Петра I вновь повести свою державу вдогонку за стремительно развивавшимся европейским миром. Самовластие же, хоть и лишённое прежнего «божественного» фундамента (церковь сама стала, по сути, государственной службой) и внешне европеизированное, сохранялось ещё два столетия.

При Петре от обезличенного «русского народа» отделилось многоликое дворянство и вскоре вынудило самодержцев и самодержиц считаться со своими сословными интересами. Существуя рядом с простонародьем как колония в стране дикарей, оно сформировало свою собственную полуевропейскую культуру. Низведя своих крепостных до полуживотного состояния, торгуя ими как скотом, дворянство охотно предавалось высокопарным фантазиям об «исконной нравственной чистоте и непорочности» крестьянства, так же как европейские колонизаторы — фантазиям о добронравии «не испорченных цивилизацией» туземцев-дикарей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении