Долгая и богатая история взаимоотношений гравюры и рисунка

ДилетантИстория

Гравюры и рисунки: диалог искусств

Гравюры и рисунки не увидишь в постоянных экспозициях музеев, да и в самых подробных изданиях по истории искусства им уделяется немного внимания, потому даже для искушённого зрителя они сегодня остаются terra incognita.

Василий Успенский

Мадонна с младенцем. Альбрехт Дюрер, 1514 год

Одвух графических искусствах рассказывают кратко, избирательно и, как правило, порознь, как о совершенно обособленных явлениях. Однако у гравюры и рисунка, как и у любых близких родственников, долгая и богатая история взаимоотношений. В ней было место подражанию и копированию, сотрудничеству и поиску самостоятельного пути.

Два вида искусства во многом несхожи. Гравюра — экстравертна, тиражность делает её доступной широчайшему кругу зрителей, рисунок — интровертен, нередко скрыт от кого-либо, кроме своего создателя. Гравюра тяготеет к отчётливости, законченности в малейших деталях, рисунок зачастую спонтанен и неясен. Гравюра может создаваться месяцами, рисунок — в течение нескольких секунд. Рука гравёра преодолевает сопротивление материала — меди, дерева, офортного лака. Рука рисовальщика скользит по бумаге, не встречая преград. Эстамп — плод коллективного труда инвентора, гравёра, резчика букв, печатника и издателя, рисунок обычно создаётся в одиночку.

И всё же в истории искусства гравюра и рисунок идут рука об руку. В музейных фондах они нередко хранятся в одном графическом кабинете. Что же их объединяет? Прежде всего — основа. Как правило, это нежная, капризная, но всё же удивительно долговечная бумага — главная причина того, что два столь многочисленных вида искусства (во всех музеях графические фонды во много раз превышают живописные) остаются малоизвестными широкой публике, становясь уделом знатоков: бумага боится солнечного света, при длительном контакте с ультрафиолетом выгорает и ветшает, поэтому графические произведения, появившись на выставке лишь на считаные месяцы, должны быть после этого сразу же спрятаны в недра графического кабинета. Бумага вошла в широкое употребление по всей Европе лишь в XV столетии — и с этого века начинается история классической европейской графики.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении