Как великие морские державы пытались направить пиратство в нужное русло

ДилетантИстория

Грабёж по контракту

Известно: то, что нельзя победить, необходимо попытаться возглавить. Или, по крайней мере, контролировать. В начале Нового времени одолеть пиратство, бурно расцветшее на путях из Старого Света в Новый, было, по-видимому, нельзя, и великие морские державы принялись направлять его в нужное русло.

Алексей Кузнецов

Нападение английского приватира (капера) на голландское торговое судно близ Ла-Рошели. Корнелис Клас ван Виринген, 1616 год

Полезное занятие

Изобретателем каперства в Европе принято считать короля Арагона и графа Барселоны Альфонсо III. Правители северо-восточной Испании много и со вкусом воевали на море, ставя перед собой цель контролировать Сицилию и Балеарские острова. Царствовавший в последней четверти XIII столетия Альфонсо «сертифицировал и лицензировал» капитанов «приписанных» к его портам кораблей, выдавая им патенты, разрешавшие захват «плавсредств» противника в период военных действий. Важнейшим условием было обязательно приводить их в свои порты (то есть делиться добычей под видом «установленных налогов и сборов») и строго-настрого воздерживаться от грабежа союзников и «нейтралов».

Альфонсо III Арагонский. Хауме Матеу, 1427 год

В XVI веке главным объектом каперства становятся испанские галеоны, везущие золото и серебро из Нового Света (португальцы открыли золотые месторождения в Бразилии позднее, на рубеже XVII и XVIII столетий). Впрочем, такими призами, как табак, какао, сахар и красители (индиго и кошениль) «лицензированные пираты» тоже не брезговали. Первый запоминающийся удар нанёс в 1522 году француз Жан Флери. Неподалёку от Азорских островов он силами небольшой эскадры напал на караван из трёх судов, нагруженных сокровищами короля ацтеков Монтесумы, — дар Кортеса испанскому королю — и захватил два из них. Добычей везучего капера стали 300 килограммов жемчуга, 230 килограммов золота, сундуки с драгоценными камнями и слитки серебра. К богатствам материальным прилагались сокровища духовные: в руки Флери попал отчёт Кортеса о покорении Мексики. У француза немедленно нашлись подражатели, и вскоре испанцы вынуждены были обзавестись специальным «Флотом Индий» (он же «Золотой флот», он же «Серебряный флот») и начать сопровождение гружённых богатствами Нового Света судов конвоями. И всё же — «не грабежом единым…»

Фауст: Что там белеет? говори.
Мефистофель: Корабль испанский трёхмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нём мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.
Фауст: Всё утопить.
Александр Пушкин, «Фауст»

Сундук с сокровищами. Экспозиция морского музея в Севилье, Испания. Фото 2015 года

Сэр Фрэнсис, пират и джентльмен

«Пират Её Величества» Фрэнсис Дрейк, один из самых знаменитых корсаров XVI века, сегодня памятен не захватом испанского галеона, прозванного «Какафуэго» («поджигатель»; «христианское» название «Нуэстра сеньора де ла Консепсьон»), с огромным грузом золота и серебра. Этот блестящий по наглости и исполнению абордаж сделал его богатым, но настоящую славу принесло второе в истории кругосветное плавание, в ходе которого имели место открытие пролива Дрейка между Южной Америкой и неизвестной ещё тогда Антарктидой и провозглашение суверенитета британской короны над Северной Калифорнией, названной им Новым Альбионом (не удержали, но это уже не к Дрейку). Ну и, конечно же, деятельное участие в разгроме Великой армады в Гравелинском сражении. Кстати, судя по всему, именно атака сэра Фрэнсиса (рыцарское достоинство и герб с девизом «Великое из малого» он получил из рук королевы в 1581 году, для чего его команде пришлось терпеть присутствие женщины на борту) на главный испанский порт Кадис и спровоцировала короля Филиппа II на то, чтобы отправить гигантский флот на захват Британских островов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении