В Древних Афинах черепки собирали чтобы изгнать из города человека

ДилетантИстория

Черепок Фемистокла

Сергей Бунтман

Саламинская битва. Книжная иллюстрация, 1867 год

Представьте себе группу людей, которые собирают множество черепков, внимательно читают, что на них нацарапано, записывают что-то, считают, а потом объявляют результаты своих изысканий. Цель этого мероприятия не восстановление разбитых горшков, но изгнание из города опасного для государства человека. Город — Древние Афины, черепок здесь называется «острак» или «остракон», а весь процесс — «остракизм».

Надо помнить, что это не наказание за какое-то доказанное преступление, но превентивная мера безопасности. Ну, как если бы футбольный судья показывал красную карточку игроку, показавшемуся ему потенциальным костоломом. В роли арбитра выступали все полноправные граждане Афин, и им достаточно было сдать в «счётную комиссию» черепок с нацарапанным на нём именем. Например, «Аристид» или «Фемистокл».

Остраконы с именами Аристида (выше) и Фемистокла. V век до н. э.

Борьба этих двух замечательных греков — пожалуй, самый яркий и показательный эпизод в истории остракизма. В 490 году до н. э. афиняне и их союзники разбили персов при Марафоне. Гонец пробежал 42 километра, сообщил о победе и умер. Герой Марафона Мильтиад недолго почивал на лаврах. Вскоре его обвинили в злоупотреблениях, приговорили к уплате гигантского штрафа, заключили в тюрьму, где он и скончался. Герой умер, но «лавры не давали спать» честолюбивому афинянину по имени Фемистокл. По преданию, он так и говорил, и фраза эта стала крылатой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении