Будни террора: разнос судье от наркома юстиции
В сентябре 1937 года, в разгар Большого террора, в наркомате юстиции СССР под председательством наркома Николая Крыленко состоялось оперативное совещание, на повестке которого было рассмотрение работы спецколлегии Сталинградского областного суда.
Специальные коллегии начали создаваться с середины 1930-х для рассмотрения обвинений в контрреволюционной деятельности, а также некоторых других государственных преступлений. В 1937 году они стали важнейшей деталью машины террора, отвечавшей за рассмотрение дел и вынесение приговоров на уровне отдельных областей.
Николай Крыленко — один из видных большевистских деятелей, первый главнокомандующий русской армией, назначенный на эту должность после Октябрьского переворота (к моменту назначения он имел звание прапорщика), позже председатель революционного трибунала и один из создателей советской правовой системы. С 1923 по 1924 год он занимал пост председателя Верховного суда, с 1929 по 1931 год — прокурора РСФСР. В 1931-м возглавил наркомат юстиции РСФСР, а в 1936-м — созданный в соответствии с новой конституцией общесоюзный наркомат юстиции.
Материалы совещания предоставляют весьма специфическую информацию о том, как виделся процесс террора с вынесением массовых жестоких приговоров по необоснованным обвинениям самим верховным распорядителям этой машины.