Ярлык на княжение
Чем были ярлыки? Позорным ярмом русских князей или наградой, дарующей свободы и привилегии?

Пусть он глава двенадцати стран, —
он для меня не шах и не хан.
Пусть он мнит, что он велик, —
свой с печатью алой ярлык
никогда ему не отдам…
«Идегей», татарский эпос
Высший закон
Понятие торе — закона — появляется в древнетюркских источниках ещё в VIII веке. Для монгольских народов это был свод правил, подаренных людям Небом. Их нельзя было менять или дополнять. Правители могли лишь транслировать своим подданным нормы этого закона, но не служить его источниками. Соблюдение торе обеспечивало племенам и государствам процветание и благополучие. Нарушение каралось высшими силами.
Этот многовековой порядок нарушил Чингисхан. Упрочив свою власть в достаточной степени, чтобы никто не рискнул оспаривать его статус потомка небожителей, полководец начал издавать собственные указы. Таким образом, его высказывания стали ещё одним источником монгольского средневекового права, получившим название «яса». Вслед за Чингисханом право на установление законов получили и его потомки.
Параллельно существовали гражданские правила и обычаи — у каждого народа свои. Они не регулировались на государственном уровне, за их соблюдением следили местные правители. Монголы не стремились навязать покорённым народам свои порядки, а напротив, перенимали некоторые традиции от государств, с которыми тем или иным образом взаимодействовали.
В этой многосоставной системе Монгольской империи ярлыки занимали далеко не самое значимое место. Если ясы издавались по наиболее серьёзным государственным вопросам, то ярлыки посвящались делам сиюминутным или частным. Чаще всего это были либо административные распоряжения, либо жалованные грамоты. Правом на издание ярлыков обладали только верховные правители, облечённые всей полнотой власти и не подчиняющиеся никакому другому сюзерену.

Ордынские ярлыки
Пока Золотая Орда была лишь одним из улусов в составе Монгольской империи, её ханы не обладали суверенной властью и, соответственно, правом на собственные ярлыки. Первым эту привилегию получил Батый, внук Чингисхана, ставший официальным соправителем великого хана Монке. Следующим взял это право его внук, Менгу-Тимур, который принял ханский титул и провозгласил независимость Золотой Орды. При этом ни Менгу-Тимур, ни его наследники на титул великих ханов не претендовали. В монгольской правовой системе это означало, что золотоордынские правители не могли издавать собственные ясы или исправлять уже имеющиеся. Выходом из этой юридической проблемы стали как раз ярлыки. Формально они обладали меньшим авторитетом, чем ясы, но в реалиях Орды фактически стали новым и основным источником права.
У этой системы были свои минусы. Ясы передавались из поколения в поколение, и монголы относились к ним с большим почтением. Ярлыки действовали только в течение жизни правителя, их подписавшего. Новый хан при вступлении на трон должен был подтвердить указы своего предшественника, в противном случае они теряли свою силу. В то же время эта особенность делала правовую систему Орды более гибкой, позволяя оперативнее реагировать на вызовы текущего дня.