Антиалкогольная кампания
Где-то в России, 1985–1987 годы

Вмае 1985 года, накануне 40-летия Победы, которая всегда отмечалась не только военными парадами, но и поминальной рюмкой водки, власти дали старт очередному раунду борьбы с пьянством, предусматривавшей строгие административные и уголовные наказания.
Это была не первая антиалкогольная кампания, проводимая советской властью. Уже 8 ноября 1917 года Петроградский реввоенсовет издал приказ, который гласил: «…впредь до особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких “алкогольных напитков”». Но эта и все дальнейшие попытки искоренить пьянство путём запретов, наказаний и закрытия питейных заведений особого эффекта не давали, зато сказывались на бюджете, в котором доходы от продажи алкогольных напитков составляли до 25 % поступлений от розничной торговли.
Не помогла и поддержка деятелей культуры. Так, партийное постановление об «усилении борьбы с пьянством» 1958 года вдохновило Леонида Гайдая снять свои первые культовые фильмы — «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Именно тогда вместо водки народу стали предлагать низкосортные плодово-ягодные «чернила», но борьбу вскоре свернули.