Как пропаганда помогла убить за 100 дней от 500 тысяч до 1 миллиона человек

EsquireИстория

Диктор зло: как пропаганда на радио помогла осуществить геноцид в Руанде

Esquire исследовал стенограммы руандийского «Радио Тысячи холмов» и выяснил, как проправительственная пропаганда помогла убить за 100 дней, по разным оценкам, от 500 тысяч до 1 миллиона человек.

Текст Андрея Бабицкого

Двадцать лет назад, 6 апреля 1994 года, в Руанде начался самый эффективный геноцид в новейшей истории. В течение ста дней ополченцы, принадлежащие к этническому большинству хуту, убили больше 500 тысяч своих сограждан, в основном — представителей народа тутси. Геноцид координировался правительственными чиновниками и бизнесменами высокого ранга, а миротворческий контингент ООН, присутствующий в стране, не вмешивался в происходящее. Информационную поддержку резне обеспечивали СМИ — в первую очередь «Свободное радио Тысячи холмов» (RTLM — Radio Télévision Libre des Mille Collines). Ниже — расшифровки эфиров радиостанции времен геноцида.

22.04.1994, имя ведущего неразборчиво

Добро пожаловать в бронемашину «Радио Тысячи холмов». Доброе утро, дорогие слушатели! Доброе утро, армия Руанды! Доброе утро, Кигали! Особенно хочется поприветствовать жителей столицы, потому что мы уезжаем отсюда — в провинцию, которая привыкла к дорожным патрулям.

05.06.1994, Анани Нкурунзиза

Анани Нкурунзиза был политическим обозревателем радиостанции. Читал и пересказывал слушателям мировые новости и иностранную прессу. До сих пор его местонахождение неизвестно.

Я верю, что скоро взойдет заря! Для тех из вас, кто молод и не знает этого слова, заря — это первый свет солнца в начале нового дня. Займется тот день, когда не останется больше тараканов на земле Руанды. Слово «иньензи» (тараканы, презрительное название тутси. — Esquire) будет забыто навсегда.

27.05.1994, Хабимана Ккантано

Хабимана Кантано — главная звезда RTLM. По некоторым сведениям, учился журналистике в Ленинграде, затем был активистом правящей партии Руанды, издавал националистическую газету. Его передачи занимали больше трети эфира радиостанции. Хабимана был настолько популярен, что, по рассказам жителей Кигали, «заставлял смеяться даже своих жертв» (об этом они говорили авторам специального отчета, подготовленного по заказу «Репортеров без границ»). С 1995 года скрывался, считается, что умер от СПИДа в Демократической Республике Конго в конце 1990-х.

Я хочу сейчас поприветствовать молодых людей около бойни, той, что рядом с Кимисагарой. Вчера я наткнулся на них, когда они танцевали зук. Они даже забили небольшую свинью. Должен вам сказать... о, нет! Та штука, которую вы мне дали покурить... она плохо на меня повлияла. Я три раза затянулся — сильная вещь, я даже, кажется, стал храбрее. Так что хорошо охраняйте ваш окоп, чтобы ни один таракан в него не пролез. Курите ваше снадобье — и покажите им, что такое ад.

15.05.1994, Гаспар Гаиги

Гаспар Гаиги — главный редактор RTLM. После поражения сбежал в Заир, где издавал в изгнании газету Amizero, которая отрицала факт геноцида.

Говорят, что война, которую с нами ведут начиная с 1990 года, это война за «демократию». Мы снова и снова повторяли, что это ложь. Сейчас они трубят о том, что тутси истребляют, что хуту пытаются их уничтожить, и всякое другое. Я хотел бы сказать вам, дорогие слушатели «Радио Тысячи холмов», что война, которую мы ведем, — это война между двумя этническими группами: хуту и тутси.

Суд над RTLM

В 1995 году начал действовать Международный трибунал по Руанде. Ответчиками на нем, помимо военных и чиновников, принимавших участие в геноциде, выступили руководители и сотрудники «Свободного радио Тысячи холмов» и главный редактор газеты «Кангура» Хасан Нгезе. Они обвинялись в призывах к уничтожению тутси и координации насилия и получили длительные тюремные сроки. Еще несколько журналистов формально частной, а на деле государственной радиостанции были осуждены специальными судами внутри Руанды, однако некоторым удалось скрыться.

23.05.1994, Хабимана Кантано

Позвольте мне поздравить тысячи и тысячи молодых людей, которых я видел сегодня утром на дороге в Кигали. Они тренировались, чтобы бороться с инкотаньи (инкотаньи — самоназвание повстанцев из «Патриотического фронта Руанды», этнических тутси. Именно причастность к ПФР была, как правило, формальной причиной для убийств тутси. — Esquire). Любой ценой все инкотаньи должны быть истреблены по всем уголкам страны. Даже те из них, кто успеет добежать до аэропорта или убежища, должны расстаться с жизнью на месте. Кто-то будет прикидываться беженцем, кто-то изображать пациента, кто-то — медсестру. Глядите в оба, потому что они знают много уловок... Должны ли мы искать в лагерях беженцев родителей, которые отправили своих детей в ПФР, и убивать их? Я думаю, что да. Нам следовало бы еще приходить в лагеря беженцев в соседних странах и поступать так же. Это, конечно, невозможно, но если инкотаньи продолжат вести себя как прежде, мы можем приняться хотя бы за тех, кто возвращается из-за границы. Потому что, если уж мы должны следовать принципу око за око, надо реагировать. По-другому быть не может.

31.05.1994, имя ведущего неразборчиво

Прошлой ночью я видел ребенка тутси, которого ранили и сбросили в яму глубиной 15 метров. Он умудрился выбраться из ямы, и его прикончили дубиной. Перед смертью его допросили. Он рассказал, что инкотаньи обещали оплатить его учебу в университете. Пожалуй, этого можно было бы добиться и без того, чтобы рисковать жизнью и разорять свою страну. Мне непонятно, о чем думают инкотаньи. У них не больше оружия, чем у нас. У них куда меньше людей. Думаю, они исчезнут, если не отступят.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Продукты, повышающие потенцию у мужчин: быстро и эффективно Продукты, повышающие потенцию у мужчин: быстро и эффективно

Нет времени ждать, ешь!

Playboy
Не друзья человека: 10 пород собак, которым не место в доме Не друзья человека: 10 пород собак, которым не место в доме

Эти породы лучше не выбирать начинающим собаководам

Популярная механика
«Любовь во времена Zoom и чумы»: Esquire публикует диалог писателя с возлюбленной «Любовь во времена Zoom и чумы»: Esquire публикует диалог писателя с возлюбленной

Карантинный дневник Дмитрия Петровского

Esquire
#инструктаж: как побороть стресс и тревогу этой осенью #инструктаж: как побороть стресс и тревогу этой осенью

Шесть простых практик, которые помогут отвлечься от тревожных мыслей

РБК
Работать уже можно. Отдыхать — пока нет Работать уже можно. Отдыхать — пока нет

Италия возвращается к нормальной жизни

Огонёк
Почему Google отказался делиться искусственным интеллектом с нефтяниками Почему Google отказался делиться искусственным интеллектом с нефтяниками

Google отказался помогать нефтяникам в разведке и добыче сырья

Forbes
«Жди меня, и я вернусь»: трагическая судьба музы легендарного военного поэта «Жди меня, и я вернусь»: трагическая судьба музы легендарного военного поэта

Во время Великой Отечественной эти строки Симонова знала наизусть вся страна

Cosmopolitan
Зачем человеку хвост, а курам — зубы: атавизмы и рудименты Зачем человеку хвост, а курам — зубы: атавизмы и рудименты

Эволюция — путь проб и ошибок, который оставил следы в организмах животных

Популярная механика
Электросудорожная терапия на время вылечила дальтонизм Электросудорожная терапия на время вылечила дальтонизм

Как прицельная стимуляция повлияла на способ видеть цвета

N+1
Арсений Федоткин: Миллионеры в эпоху пандемии. Какие специалисты сегодня остро востребованы на рынке труда Арсений Федоткин: Миллионеры в эпоху пандемии. Какие специалисты сегодня остро востребованы на рынке труда

У кого растут зарплаты и на каких специалистов будет спрос после карантина

СНОБ
Почему «Фаустпатрон» так и не стал супероружием Почему «Фаустпатрон» так и не стал супероружием

Хороший пиар — дороже правды

Maxim
Один дома, не считая собаки: как фотографы и их питомцы помогают друг другу на карантине (фотопроект) Один дома, не считая собаки: как фотографы и их питомцы помогают друг другу на карантине (фотопроект)

Оказавшись взаперти, мы столкнулись с самими собой

Esquire
Россияне подготовились к худшему: клиенты банков досрочно погасили кредиты Россияне подготовились к худшему: клиенты банков досрочно погасили кредиты

Несколько крупных банков зафиксировали рост досрочных погашений кредитов

Forbes
10 шпионских гаджетов агента 007, которые стали реальностью для всех 10 шпионских гаджетов агента 007, которые стали реальностью для всех

Технологии догнали и перегнали ранние разработки всемогущего Кью

Maxim
Болит ли у собак голова? Болит ли у собак голова?

Что объясняет сгрызенный кроссовок и полтора часа воя на дверь шкафа?

Maxim
Ольга Хейфиц: Камера смысла Ольга Хейфиц: Камера смысла

Отрывок из нового романа Ольги Хейфиц

СНОБ
Звезды первых обложек Playboy: как они выглядят сейчас и чем занимаются Звезды первых обложек Playboy: как они выглядят сейчас и чем занимаются

Когда-то каждая успешная красавица считала за честь попасть на страницы глянца

Cosmopolitan
Электрон в атоме гелия заменили на пион Электрон в атоме гелия заменили на пион

Физики впервые экспериментально подтвердили экзотический метастабильный атом

N+1
Бабушки и дочери: что меняется с появлением внуков? Бабушки и дочери: что меняется с появлением внуков?

Как бабушкам найти баланс между собственными интересами и помощью детям и внукам

Psychologies
Как понять, что у подростка депрессия: 11 признаков Как понять, что у подростка депрессия: 11 признаков

Как родители могут помочь подростку чувствовать себя лучше?

Psychologies
Что делает с нами самонасилие и почему мы его не замечаем Что делает с нами самонасилие и почему мы его не замечаем

Что делать, если человек сам разрушает свою юизнь?

Cosmopolitan
Запоздалые припарки: успеет ли правительственная поддержка предотвратить гибель малого ретейла в России Запоздалые припарки: успеет ли правительственная поддержка предотвратить гибель малого ретейла в России

Более половины малых ретейлеров теряют 50% оборота

Forbes
«Я приду плюнуть на ваши мобилы»: история поселения на северо-востоке США, где запрещены вышки сотовой связи и Wi-Fi «Я приду плюнуть на ваши мобилы»: история поселения на северо-востоке США, где запрещены вышки сотовой связи и Wi-Fi

Здесь нашли убежище люди, страдающие электромагнитной сверхчувствительностью

Esquire
Хорошая и плохая скука: как качественно отдыхать в эпоху вечной занятости Хорошая и плохая скука: как качественно отдыхать в эпоху вечной занятости

Наши списки дел никогда не закончатся, а за очередным дедлайном последует новый

Forbes
Литературный критик Анна Наринская — об «Анне Карениной», «Джейн Эйр» и книгах, которые она перечитывает Литературный критик Анна Наринская — об «Анне Карениной», «Джейн Эйр» и книгах, которые она перечитывает

Анна Наринская о книгах, которые манипулируют нашим сознанием

Esquire
Милый парень или фанатик: как сайентология испортила жизнь Тому Крузу Милый парень или фанатик: как сайентология испортила жизнь Тому Крузу

Том Круз — один из самых высокооплачиваемых и известных актеров Голливуда

Cosmopolitan
Последние китайские предупреждения: можно ли использовать опыт КНР для выхода из кризиса в торговле? Последние китайские предупреждения: можно ли использовать опыт КНР для выхода из кризиса в торговле?

Ретейл в Китае возвращается к жизни после карантинных ограничений

Forbes
Бросил в самый трудный час: Марк Бернес и его Паола Бросил в самый трудный час: Марк Бернес и его Паола

Марк Бернес любил свою жену, но отвернулся от нее в самый тяжелый период

Cosmopolitan
15 способов поднять самооценку 15 способов поднять самооценку

«Прокачиваем» уверенность в себе и учимся любить себя

Psychologies
Открыть в приложении