Какой была самая богатая женщина Америки на рубеже XIX–XX веков

ДеньгиИстория

Ведьма с Уолл-Стрит

Какой была самая богатая женщина Америки на рубеже XIX–XX веков

Текст Алексей Алексеев

Фото: PA Images / Getty Images

Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса как «величайшая скряга». Но Хетти Грин, пожалуй, заслуживает совсем иного звания — величайшая капиталистка. Она — единственная женщина в мужском клубе мультимиллионеров позолоченного века. Ее имя известно меньше, чем имена Рокфеллера, Моргана, Карнеги, Вандербильта, на наш взгляд, совершенно незаслуженно. «Деньги» решили напомнить об этой незаурядной личности.

Династия

Когда Хетти Грин, урожденная Хоуленд Робинсон, скончалась в 1916 году, ее состояние оценивалось как минимум в $100 млн. Согласно книге Майкла Клеппера и Роберта Гюнтера «The Wealthy 100», это составляло 1/498 ВНП Соединенных Штатов. Чтобы достичь такого показателя во втором квартале 2022 года, нужно было обладать состоянием в размере $40,23 млрд, что обеспечило бы ей место в топ-40 рейтинга богатейших людей мира журнала Forbes.

Хетти Грин не была бедной от рождения, но большую часть этих денег она заработала сама. Она владела заводами, офисными зданиями, жилыми домами, зданиями церквей, акциями горнодобывающих предприятий и железных дорог. К ней обращались за кредитами мэры городов. При этом она пользовалась общественным транспортом, жила в небольших квартирах, в магазинах и ресторанах торговалась из-за каждого цента, подолгу ходила в одной и той же одежде. О ее привычке экономить на всем ходили легенды. Рассказывали, что она предпочитала есть на завтрак холодную овсянку (чтобы не тратиться на горючее для ее приготовления), а умерла от сердечного приступа после спора с экономкой о достоинствах сгущенного молока по сравнению со свежим. Согласно самой жуткой из этих легенд, ее сыну ампутировали ногу, так как было упущено время из-за желания Хетти найти бесплатную больницу (хотя дело обстояло не совсем так).

Ее стремление к экономии можно объяснить религиозными убеждениями. Хоуленды были квакерами — приверженцами протестантского религиозного движения, возникшего в середине XVII века в Англии и Уэльсе. Квакеры проповедовали скромность и самоограничение во всем. Предки Хетти приплыли в Северную Америку еще в 1620-е годы. Генри Хоуленд купил в 1652 году у вампоноагов (индейский народ) землю, на которой возник город Нью-Бедфорд (штат Массачусетс).

В середине XIX века Нью-Бедфорд был североамериканским центром охоты на китов. С 1820 по 1860 год население города выросло с 4 тыс. до 24 тыс. человек, из которых почти половина была занята в китобойном промысле.

В 1857 году в городе было 329 китобойных судов. После удачной китобойной экспедиции корабль мог привезти в порт 4 тыс. баррелей рыбьей ворвани (китового жира) стоимостью более $100 тыс. ($3,4 млн на современные деньги).

Ворвань использовалась для смазки машин, наручных и настенных часов, оружия, для освещения городов. Китовый ус использовался в корсетах, а амбра (вещество, образующееся в пищеварительном тракте китов) — в парфюмерии.

В 1841 году в городе побывал Герман Мелвилл. «Покинув славный старый город Манхэттен, я во благовремении прибыл в Нью-Бедфорд» (Герман Мелвилл, «Моби Дик, или Белый кит»).

Основы семейного благосостояния Хоулендов заложил Айзек Хоуленд-младший, в 1815 году начавший вкладывать деньги в китобойный промысел. Его компания Isaac Howland Jr. and Company владела более чем 30 китобойцами. Также он основал и возглавил первый в городе банк и компанию, снабжавшую город водой. У Айзека не было сыновей. Его дочь Мехитейбл вышла замуж за своего троюродного брата Гидеона Хоуленда-младшего. У этой пары тоже не было сыновей, только две дочери — Сильвия и Эбби. В начале 1830-х годов делами Isaac Howland Jr. and Company управлял Гидеон Хоуленд-младший.

Его старшая дочь Сильвия из-за болезни позвоночника была инвалидом. Желающих взять ее в жены не было. В 1832 году квакер из Филадельфии Эдвард Робинсон приехал в Нью-Бедфорд и устроился на работу в Isaac Howland Jr. and Company. Менее чем через год после приезда он женился на младшей дочери своего босса — Эбби. Через две недели после их свадьбы Айзек Хоуленд умер от инсульта.

Его состояние, составлявшее $271 527,21 (примерно $9,6 млн в переводе на современные деньги), было разделено поровну между двумя его внучками (большинство денежных подсчетов и оценок в статье взято из книги Чарльза Слэка «Hetty. The Genius and Madness of America’s First Female Tycoon»). Из половины, доставшейся Эбби Робинсон, около $40 тыс. находилось в трасте, попечителем которого был партнер фирмы Томас Мэнделл. Остальными деньгами жены (около $90 тыс.) стал управлять Эдвард Робинсон. Томас Мэнделл также был попечителем траста, в который были направлены деньги, унаследованные Сильвией.

21 ноября 1834 года Эбби Робинсон родила. К великому неудовольствию мужа — девочку. Генриетту Хоуленд Робинсон. Хетти.

20 мая 1836 года у Эбби родился второй ребенок. На этот раз сын, названный в честь деда Айзеком. Но радость отца была недолгой, маленький Айзек скончался в младенчестве.

Больше детей у Эдварда и Эбби не было. Хетти Грин стала единственной наследницей семейного бизнеса.

На карикатуре, изображающей вымышленный кабинет министров, состоящий из богатейших людей Америки, только одна женщина — Хетти Грин. Фото: Library of Congress

Принцесса китов

В одном из интервью Хетти Грин вспоминала: «У моего деда стало портиться зрение. У отца тоже. Как только я научилась читать, моей ежедневной обязанностью стало читать им вслух финансовые новости со всего мира. Так я узнала, что такое акции и облигации, как меняется ситуация на рынках, какое значение у слов „быки“ и „медведи“». В 1900 году в интервью Harper’s Bazaar она рассказала, что в ее обязанности входило также ведение строгого учета своих личных и домашних расходов. В результате, по ее же словам, к 15 годам она разбиралась в финансах лучше многих мужчин, работавших в финансовой сфере.

В школьные годы отец выдавал Хетти карманные деньги — полтора доллара ($54 на современные деньги) в неделю. Она их не тратила, а копила. Ей было восемь лет, когда она пошла в банк и открыла первый в своей жизни счет.

Гидеон Хоуленд умер в 1847 году, когда Хетти было 13. Свое состояние он передал дочерям — Сильвии и Эбби. В результате Эдвард Робинсон по прозвищу Ворвань Робинсон стал практически полноправным владельцем семейной компании.

В двадцатилетнем возрасте Хетти Хоуленд Робинсон приехала в Нью-Йорк к родственникам (к семье двоюродного брата матери). Она вела светский образ жизни — ездила на балы, приемы, вечеринки, концерты. Отец прислал ей из Нью-Бедфорда $1,2 тыс. (около $43 тыс. на современные деньги) — на модные платья. Хетти израсходовала только $200, а остальные по возвращении домой положила на свой банковский счет.

Красивая юная богатая наследница, разумеется, привлекала внимание многих нью-йоркских юношей. И не только нью-йоркских. В книге Чарльза Слэка «Hetty. The Genius and Madness of America’s First Female Tycoon» рассказана следующая история. В 1860 году Хетти была на балу в Нью-Йоркской академии музыки. Бал почтил своим визитом наследник английской короны, будущий король Эдвард VII. Когда Хетти представили принцу Уэльскому (Prince of Wales), она представилась так — «принцесса китов» (Princess of Whales). Наследный принц оценил шутку. Он рассмеялся, сказал комплимент («Я слышал, что все дочери Нептуна прекрасны. Вы — тому доказательство») и дважды станцевал с Хетти.

В том же 1860 году скончалась мать Хетти. Ее состояние составляло $128 тыс. (около $4,6 млн на современные деньги). Отец забрал почти все деньги себе. Хетти достался только дом стоимостью $8 тыс.

После смерти супруги Эдвард Робинсон принял решение выйти из китобойного бизнеса и переехать в Нью-Йорк вместе с дочерью.

В 1861 году в США началась Гражданская война. В ходе войны пострадало много китобойных судов. Но на деньгах Эдварда Робинсона это почти не отразилось.

Что касается дочери, то она сообщила отцу, что пока хочет остаться в родном городе вместе с тетушкой Сильвией, а в Нью-Йорк приедет позже.

Хетти понимала, что у ее тети-инвалида нет и не будет детей, так что рано или поздно все состояние Сильвии достанется ей как единственной наследнице.

Генриетта Хоуленд Робинсон выросла в Нью-Бедфорде, центре китобойного промысла. Graphicaartis / Getty Images

Завещания, дополнения, поправки, трасты

Вскоре после смерти матери Хетти попыталась договориться с тетей Сильвией о том, чтобы вместе написать завещания, в соответствии с которыми Хетти стала бы единоличной наследницей Сильвии, а Сильвия — Хетти. В уже существовавшем завещании Сильвии племяннице должно было достаться две трети состояния, притом эти деньги должны были находиться в трасте. Вступив в права наследства, Хетти имела бы стабильный доход, но не имела бы контроля над всеми деньгами. Ее это категорически не устраивало.

С огромным трудом Хетти сумела уговорить тетку написать такое завещание, по которому племяннице доставалось все состояние. Но после отъезда Хетти в Нью-Йорк тетя переписала завещание. Дело в том, что в ее жизни появился врач по имени Уильям Гордон. Сильвия стала его единственной пациенткой. Он проводил с одинокой женщиной долгие часы, разработал для нее диету, комплекс физических упражнений. По его указанию была сделана специальная мебель, которой Сильвии было удобно пользоваться,— кровать с поднимающейся спинкой, кресло на колесиках. Также доктор Гордон выписывал пациентке большое количество опиума (в то время являвшегося популярным и абсолютно легальным лекарственным средством).

Со временем лечащий врач начал давать пациентке советы также по финансовым и личным вопросам.

Эдвард Робинсон, руководя семейной компанией, зарабатывал для себя и для сестры своей покойной жены. В 1846 году доля Сильвии в Isaac Howland Jr. and Company стоила $244 тыс., в 1863 году — $1,4 млн. Увеличился и капитал, лежавший в трасте, управляемом Томасом Мэнделлом,— до 508 тыс. в 1863 году.

Кроме этого, Сильвии принадлежала недвижимость на сумму $75 тыс. В общей сложности получалось около $2 млн (около $47 млн на современные деньги).

Согласно новому завещанию, составленному в соответствии с рекомендациями врача, по $10 тыс. получали знакомые с Сильвией вдовы, по $3–5 тыс.— ее слуги. $20 тыс. предназначалось сиротскому приюту, $50 тыс. следовало направить в траст, из которого нужно будет выплачивать деньги нищим, престарелым и немощным женщинам города. $100 тыс.— на водоснабжение города, еще $100 тыс.— в городскую казну на цели образования и увеличение книжного фонда городской библиотеки. Томасу Мэнделлу — $200 тыс. Эдварду Робинсону — $100 тыс. Примерно половина денег, то есть около $1 млн, следовало направить в траст, из которого Хетти должна была получать годовой доход в размере около $65 тыс. После смерти Хетти остаток средств, находящихся в трасте, должен был быть передан наследникам Гидеона Хоуленда-старшего, деда Сильвии по отцу (а их были десятки).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Продуманный безумец Продуманный безумец

В Петербурге XIX века встречались порой весьма оригинальные личности

Дилетант
Как выбрать хорошую пудру для объема волос: хитрые лайфхаки от парикмахера Как выбрать хорошую пудру для объема волос: хитрые лайфхаки от парикмахера

Пудра для волос — средство, способное придать фантастический объем прическе

VOICE
Жадность и отвага Жадность и отвага

Отечественные трейдеры продолжают покупать иностранные акции

Эксперт
Танцы на балконе Танцы на балконе

Насколько травмируют подростка семейные секреты

СНОБ
Евгений Финкельштейн: «Промоутеры бьются за артистов. Их гонорар растет» Евгений Финкельштейн: «Промоутеры бьются за артистов. Их гонорар растет»

Президент корпорации PMI о резком росте российского рынка развлечений

Эксперт
Как бывший глава Peloton привлек $25 млн на новый стартап по производству ковров Как бывший глава Peloton привлек $25 млн на новый стартап по производству ковров

Как Джон Фоули создал Ernesta — компанию, которая делает ковры на заказ

Forbes
Вот как антибиотики влияют на скелет подростка: лечение прыщей будет с последствиями Вот как антибиотики влияют на скелет подростка: лечение прыщей будет с последствиями

Лечение акне системными антибиотиками может сказаться на здоровье

ТехИнсайдер
5 причин, почему вы не пожалеете о поездке в Абхазию зимой 5 причин, почему вы не пожалеете о поездке в Абхазию зимой

В Абхазии даже в холодный сезон достаточно развлечений

Вокруг света
Десятка худших российских акций в 2022 году: стоит ли их покупать Десятка худших российских акций в 2022 году: стоит ли их покупать

Антитоп из десяти самых обесценившихся акций за первые девять месяцев года

РБК
Никнейм за $1 млн: кто и зачем покупает имена в Telegram Никнейм за $1 млн: кто и зачем покупает имена в Telegram

Кто продает никнеймы и зачем это нужно?

Forbes
7 главных моделей оружейника Джона Браунинга 7 главных моделей оружейника Джона Браунинга

Оружие, которое сделал Джон Браунинг

Maxim
Кальций Кальций

Суточная норма кальция не вмещается ни в одну поливитаминную таблетку

Здоровье
Как пережить апокалипсис: топ-5 самых полезных гаджетов Как пережить апокалипсис: топ-5 самых полезных гаджетов

Как сохранить себе жизнь с помощью технологий

Maxim
Как принимать решения: три техники на каждый день Как принимать решения: три техники на каждый день

Когда сомнения помогают, а когда вредят?

Правила жизни
Нож в печень, никто не вечен. О «Ностальгии», номинанте на премию «Оскар» от Италии Нож в печень, никто не вечен. О «Ностальгии», номинанте на премию «Оскар» от Италии

О каких проблемах современной Италии рассказывает «Ностальгия»

СНОБ
Дитя ночи: история Евы Ионеско, которая снимает фильмы о сексуальной эксплуатации Дитя ночи: история Евы Ионеско, которая снимает фильмы о сексуальной эксплуатации

Ева Ионеско в 11 снялась для Playboy и дебютировала в фильме для взрослых

Forbes
Выходные в Рязани Выходные в Рязани

Что можно успеть увидеть на рязанской земле всего за уик-энд?

Лиза
Обнаружен механизм, который помогает вирусу оспы блокировать нашу систему клеточной защиты Обнаружен механизм, который помогает вирусу оспы блокировать нашу систему клеточной защиты

Вирусы научили исследователей блокировать восстановление клеток опухоли

ТехИнсайдер
Люди не знали, над кем смеялись: история самого известного «дурачка» XX века Люди не знали, над кем смеялись: история самого известного «дурачка» XX века

Шлитци Сёртис — артист уличного цирка, страдавший микроцефалией

ТехИнсайдер
Создатели проекта PIMS — об идеальной формуле бренда Создатели проекта PIMS — об идеальной формуле бренда

О пути развития бренда PIMS и особенностях рынка продуктов to go

СНОБ
Перестаньте за все извиняться на работе. Почему это вредно и какие фразы лучше использовать — советы эксперта Перестаньте за все извиняться на работе. Почему это вредно и какие фразы лучше использовать — советы эксперта

Для многих говорить «извините» стало вредной привычкой

Inc.
Как не дать себя обмануть при продаже автомобиля: схемы и совет Как не дать себя обмануть при продаже автомобиля: схемы и совет

Как не стать жертвой обмана при продаже автомобиля

РБК
Новая половая мораль и роман с Лениным: правда и мифы о жизни Александры Коллонтай Новая половая мораль и роман с Лениным: правда и мифы о жизни Александры Коллонтай

Где мифы, а где реальность в биографии революционерки Александры Коллонтай?

Forbes
Вечная война с «Халифатом» Вечная война с «Халифатом»

Где сегодня проходит «линия фронта» в борьбе с исламизмом

Эксперт
«Предстоит навести новые мосты между бизнесом, обществом и особенными людьми» «Предстоит навести новые мосты между бизнесом, обществом и особенными людьми»

Эксперты обсудили ведущие практики по внедрению инклюзивной культуры

РБК
«Время года зима» — редкий российский фильм о болезни Альцгеймера. Не всегда меткий, но с пронзительными женскими ролями «Время года зима» — редкий российский фильм о болезни Альцгеймера. Не всегда меткий, но с пронзительными женскими ролями

«Время года зима» — отчаянное и откровенное кино о болезни Альцгеймера

Правила жизни
«Расширить и углубить» переработку зерновых оказалось непросто «Расширить и углубить» переработку зерновых оказалось непросто

Новая для России подотрасль по производству аминокислот едва не рухнула

Эксперт
«Татьяна поняла, что она во френдзоне»: как воспринимают женщин в русской литературе «Татьяна поняла, что она во френдзоне»: как воспринимают женщин в русской литературе

Что стоит перечитать и как переосмыслить знакомые женские персонажи?

Forbes
Золотая клетка: как живут наложницы в современных гаремах Золотая клетка: как живут наложницы в современных гаремах

Джиллиан Лорен полтора года была наложницей министра финансов Брунея

VOICE
Фолкленды и Мальвины Фолкленды и Мальвины

Крошечные острова в Южной Атлантике в 1982 году стали полем битвы

Дилетант
Открыть в приложении