Почему нужно ускорять транспортное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком

ДеньгиБизнес

Уплотнение экономического пространства

Почему нужно ускорять транспортное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком

Фото: Александр Чиженок

Одна из главных тем деловой программы Восточного экономического форума, который в эти дни проходит во Владивостоке,— «Артерии роста: как логистика меняет экономику». Огромная территория России — это ее несомненное конкурентное преимущество. Благодаря своим обширным пространствам наша страна обладает доступом к самым разнообразным первичным ресурсам — от богатых месторождений ценных полезных ископаемых до колоссальных запасов дефицитной в современном мире пресной воды. Причем в большинстве случаев этих ресурсов нам хватит на многие десятилетия и даже столетия.

Обладание обширной территорией усиливает геополитическое влияние России, дает ей прямой выход к многочисленным зарубежным рынкам, обеспечивает контроль над важными международными транзитными маршрутами, значительно снижает риски перенаселения, создает грандиозные возможности для научных исследований и туризма. Особо надо отметить, что наши семнадцать с лишним миллионов квадратных километров формируют почти безграничное пространство для экономического развития страны. Эти гигантские территории надо осваивать и благоустраивать, а потом поддерживать в хорошем состоянии. Поэтому Россия вряд ли когда-нибудь столкнется с необходимостью придумывать искусственные стимулы для своего экономического развития типа принудительного перехода на менее эффективные источники энергии. Основные направления нашего развития понятны на несколько десятков лет вперед, и это серьезный плюс для нашей экономической и инвестиционной политики.

Воспользоваться перечисленными преимуществами не так просто. Чтобы огромные территории могли работать на развитие страны, нужна их хорошая транспортная доступность. Люди и грузы должны легко перемещаться по стране в самых разных направлениях, причем перемещаться быстро и за разумную цену. Наличие развитой сети транспортных коммуникаций обеспечивает высокую плотность экономического пространства, позволяя вовлекать в хозяйственный оборот гораздо больше ресурсов, в том числе географически удаленных.

Надо сразу оговориться: развитие транспортных сетей — дело трудное, долгое и дорогое. Особенно в такой огромной стране со сложными природно-климатическими условиями, как Россия. В силу этого обстоятельства решения о создании новых транспортных маршрутов принимаются очень непросто.

Во-первых, надо правильно выбрать способ, с помощью которого будут решаться задачи по доставке людей и грузов с наименьшими издержками. Это может быть автомобильная или железная дорога, водный путь по реке и морям, воздушный маршрут, трубопровод. Рассчитывая издержки по каждому из вариантов, надо учесть затраты на строительство капитальных объектов и их последующую эксплуатацию, производство подвижного состава, потребляемое топливо, расходные материалы и т. д.

Во-вторых, надо оценить потенциальные грузовые и пассажирские потоки, которые должны возникнуть при появлении нового маршрута, и прикинуть доходы от обслуживания этих потоков. При этом будущие денежные доходы придется продисконтировать, чтобы принять во внимание потери, которые возникают из-за того, что финансовые ресурсы, потраченные на инвестиции в инфраструктуру маршрута, по сути, замораживаются на несколько лет.

К сожалению, в большинстве случаев прямой счет, сравнивающий затраты на создание нового маршрута и потенциальные доходы от перевозок, показывает убыточность транспортных проектов, нацеленных на соединение обжитых регионов с отдаленными территориями. В результате возникает неприятное противоречие: с одной стороны, осваивать отдаленные территории необходимо, с другой стороны, не вполне понятно, как избежать прогнозируемых убытков при создании новых транспортных коммуникаций.

Эта мучительная дилемма, сопровождающая транспортное строительство в Сибири и на Дальнем Востоке, была хорошо известна еще в XIX веке. В частности, при обсуждении проекта Транссибирской железнодорожной магистрали и на начальных этапах ее строительства многие современники критиковали эту затею за ее чрезмерную дороговизну и сомнительную экономическую целесообразность. Как следствие, окончательное решение о строительстве Транссиба было принято исходя не столько из финансово-экономических, сколько из военно-политических соображений. К тому времени Российская империя уже была вынуждена отказаться от Аляски из-за дороговизны ее снабжения, и было ясно, что удерживать дальневосточные земли без быстрого и надежного сухопутного транспортного сообщения тоже будет сложно. Кроме того, в российском обществе стала приобретать популярность идея о необходимости бороться с аграрным перенаселением в европейской части страны путем переселения части крестьян в Сибирь и на Дальний Восток. Строительство железной дороги из центра России до Тихого океана резко упрощало решение этих двух политических задач.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нефтяной покер Трампа Нефтяной покер Трампа

Снижение мировых цен на нефть: политический блеф или продуманная комбинация

Деньги
Маршрут в историю Маршрут в историю

Какие города и достопримечательности ждут в дороге по трассе М-12 «Восток»

Отдых в России
Открывая континент Открывая континент

Как успешно коммуницировать с южными партнерами, чтобы избежать неловкости

СНОБ
Пугающая ошибка на Windows: что такое синий экран смерти и как его исправить Пугающая ошибка на Windows: что такое синий экран смерти и как его исправить

Расшифровка кодов ошибок синего экрана Windows и способы их быстрого устранения

ТехИнсайдер
Слово издателя Слово издателя

Культурный и социальный капитал определяет направление капитала финансового

СНОБ
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
Твердое лидерство Твердое лидерство

Что ждет алмазную отрасль в России и мире

Ведомости
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Недообход Хабаровска Недообход Хабаровска

Почему трасса обхода Хабаровска не привела и улучшению автодорожной ситуации

Монокль
Каникулы в Крыму Каникулы в Крыму

Летнюю поездку на полуостров мы решили назвать «Большое крымское путешествие»

Отдых в России
Озерный край Озерный край

Пресс-тур по Псковской области: полторы тысячи километров

Отдых в России
От Голливуда до слухов про лоботомию: печальная история успеха Фрэнсис Фармер От Голливуда до слухов про лоботомию: печальная история успеха Фрэнсис Фармер

Правда о трагедии женщины, чей образ исказили газетные мифы

ТехИнсайдер
Романтики Севера Романтики Севера

Чем привлекает людей Арктика? Почему сюда по-прежнему едут энтузиасты?

Отдых в России
Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии

Белый водород — новый уникальный источник энергии?

ТехИнсайдер
Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю

Каждый четвертый сотрудник в России устраивает себе «дни тишины»

Inc.
Геологи раскрыли тайну Великого Лиссабонского землетрясения XVIII века Геологи раскрыли тайну Великого Лиссабонского землетрясения XVIII века

Как землетрясение 1755 года изменило Европу: научное объяснение катастрофы века

ТехИнсайдер
Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти» Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти»

Глава Якутии Айсен Николаев — о главных достижениях и планах на ближайшие годы

ФедералПресс
Телескоп Chandra показал, что творится внутри звезды перед ее гибельным взрывом Телескоп Chandra показал, что творится внутри звезды перед ее гибельным взрывом

Драма за часы до взрыва звезды

ТехИнсайдер
Другая история Другая история

Человеческому терпению нет предела, но это явно не тот случай!

Знание – сила
Возвращение Электроника Возвращение Электроника

Дискомфорт, связанный с цифровизацией, не только российская проблема

Ведомости
Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом

Насколько сильно ошибаются «умные весы» в своих измерениях?

ТехИнсайдер
«Нет ничего прекраснее антарктических льдов» «Нет ничего прекраснее антарктических льдов»

Почему важна наука гляциология и что она изучает?

Знание – сила
«Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru «Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru

Книга «Дом моей матери» читается как личное расследование: отрывок

Maxim
Догоняющие доходы Догоняющие доходы

Рост доходов субъектов обеспечила в основном положительная динамика НДФЛ

Ведомости
Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде

Как игры используют патриотизм и культурный код для заработка

Inc.
«Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты» «Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты»

Режиссер Стася Толстая о съемках «Семейного счастья» и о счастье съемок

Weekend
Что у Intel инсайд? Что у Intel инсайд?

В надежде спасти Intel Трамп покупает пакет компании. Кажется, это жест отчаяния

Монокль
Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР

Визит Акио Мориты в СССР: почему советские рабочие отпугнули основателя Sony

ТехИнсайдер
Короткие ножки и большая уверенность в себе: 10 интересных фактов о таксах Короткие ножки и большая уверенность в себе: 10 интересных фактов о таксах

Длинное тело, короткие лапы, самодостаточность и прыткий ум — знакомьтесь, такса

ТехИнсайдер
Как продлить жизнь букету цветов: актуальный лайфхак к 1 сентября Как продлить жизнь букету цветов: актуальный лайфхак к 1 сентября

Как продлить жизнь растениям в вазе с научной точки зрения?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении