«Сотрудничество выгоднее соперничества»
Зачем нужны бизнес-сообщества, почему от конкуренции до сотрудничества зачастую один шаг и как уровень доверия в обществе влияет на ВВП страны — рассказывает сооснователь «Клуба первых» Максим Карпов.
Сегодня по всему миру существует множество бизнес-клубов. Как появился тренд на объединение предпринимателей?
— Люди кооперируются всегда. Это встроено в нашу биологию, это основной способ адаптации к внешней среде. Есть такое понятие — трансакционные издержки. С незнакомцами общаться долго, дорого, сложно и непродуктивно. Поэтому, чтобы перестать быть незнакомцами, нужно познакомиться. Деловые клубы как раз удовлетворяют этот запрос на формирование близкого круга людей, которые могут быть полезными в реализации совместных проектов, как пример удачных управленческих решений, обмена опытом и даже как источники эмоциональной поддержки для тех, кто испытывает предпринимательское выгорание.
Клубы сейчас — это инструмент изменения сознания. Это способ сделать так, чтобы два успешных предпринимателя, которые в нормальных условиях конкурируют друг с другом, сняли бы свои социальные маски, нащупали точки соприкосновения и поняли, что сотрудничество интереснее и выгоднее соперничества.
— Можете привести пример, как это работает?
— Были два крупных представителя рынка недвижимости, которые воспринимали друг друга как жестких конкурентов на протяжении многих лет, и они не знали, что оба состоят в «Клубе первых». Во время одной из поездок за рубеж мы специально посадили их в один автобус. Когда они увидели друг друга, то мы практически услышали скрежет их зубов. Но к третьему дню в условиях этой магии проведения времени неформально они начали нормально общаться. К четвертому — начали говорить о возможности кооперации, а к пятому — думать, как могут совместно вести бизнес, не только не мешая друг другу, но и создавая ценности на взаимной основе. И подобных ситуаций у нас десятки.