Металлы перестанут быть редкостью
Добыча и переработка редких и редкоземельных элементов (РЗЭ) в ближайшие годы должны стать одним из стратегических промышленных направлений в России. Существенно снизить зависимость от импорта в этой сфере поможет развитие собственных производств, запланированное «Росатомом», а также выход на рынок новых игроков, в том числе ГК «Кириллица». Наиболее перспективной продукцией в секторе РЗМ эксперты считают постоянные магниты, катализаторы и другую продукцию, востребованную в высокотехнологичных секторах экономики.
В рамках поручения президента РФ Владимира Путина по итогам Восточного экономического форума 2025 года, правительство должно утвердить «дорожную карту» развития добычи и производства редкоземельных металлов. Документ призван способствовать импортозамещению и достижению технологического лидерства в этой области. Как следует из материалов Минпромторга, по итогам реализации уже утвержденного федерального проекта «Развитие отрасли редких и редкоземельных металлов» (входит в нацпроект «Новые материалы и химия») объем выпуска продукции редких и редкоземельных металлов в РФ к 2030 году должен увеличиться почти в 3,5 раза, с 29 млрд до 100 млрд руб.
Соль земли
Редкоземельные металлы — исторически сложившееся название большой группы элементов Периодической системы Д. И. Менделеева.
Большинство редких металлов не образует в природе самостоятельных минералов и находится в рассеянном состоянии в кристаллических решетках других минералов. Многие из них являются природными спутниками тяжелых и легких цветных металлов.
В российской научной традиции принято относить к редкоземельным металлам 17 элементов, включая скандий, иттрий и лантаноиды. В то же время западная классификация включает 30 элементов. Сюда входят также элементы, которые в России относятся к «редким».
Все месторождения РЗМ являются полиметаллическими. То есть минералы могут добываться только вместе, в одной руде, из которой впоследствии могут выделяться на отдельные компоненты — оксиды. Несмотря на то что РЗМ распространены повсеместно, сложность их добычи связана с отсутствием крупных месторождений, а также с частым содержанием в руде радиоактивных элементов — урана и тория.
По словам генерального директора ГК «Кириллица» Семена Гарагуля, Россия входит в пятерку стран мира по разведанным запасам редких металлов — лития, ниобия, тантала, бериллия; и редкоземельных металлов — ванадия, циркония, скандия, стронция, рубидия, цезия, галлия, гафния, индия. «В стране уже разведаны значительные запасы практически всех видов редких и редкоземельных металлов. К тому же многие важнейшие РЗМ уже фактически добыты и содержатся в техногенных отходах горно-обогатительных и горно-химических производств, колоссальные количества которых десятилетиями наносят ущерб окружающей среде»,— отмечает Гарагуль.
Редкоземельные элементы обладают сходными химическими свойствами, но сильно различаются по распространенности и практическому применению, поясняет аналитик по суверенным и региональным рейтингам агентства «Эксперт РА» Кирилл Лысенко. В промышленности используется весь спектр, однако масштабы и значимость спроса распределены крайне неравномерно: одни элементы востребованы массово и формируют основу глобального рынка, другие остаются нишевыми и применяются в отдельных высокотехнологичных сегментах.
Двигатель прогресса
Начало применения редких и редкоземельных металлов стало драйвером развития многих высокотехнологичных отраслей благодаря их электро- и теплопроводности, магнитным и оптическим свойствам. Как отмечает Кирилл Лысенко, наибольшую значимость в промышленности имеют элементы «магнитной группы» — неодим, празеодим, диспрозий и тербий. Из них изготавливают высокоэнергетические магниты, используемые в электродвигателях электромобилей, генераторах ветряных турбин, современной электронике и военной технике. Именно эти металлы формируют стратегический центр мирового спроса и считаются наиболее дефицитными.
Ко второму уровню по значимости относятся иттрий, европий и гадолиний, которые применяются в люминофорах, светодиодах, дисплеях, а также в атомной энергетике и медицине. Особую нишу занимает скандий: его используют в авиационных и космических алюминиевых сплавах, но ограниченное производство делает этот металл дорогим и редким, отмечает господин Лысенко. Иная ситуация наблюдается с лантаном и церием. Эти элементы широко распространены и востребованы в катализаторах, полировке стекла и химической промышленности. Однако их избыток на мировом рынке снижает стратегическую значимость по сравнению с дефицитными элементами магнитной группы.
«Таким образом, ключевым фактором развития мировой отрасли становятся именно элементы магнитной группы. Высокий спрос на неодим, празеодим, диспрозий и тербий делает их определяющими для технологической конкурентоспособности стран и корпораций, тогда как легкие редкоземельные металлы вроде церия и лантана в большей степени обслуживают массовые сегменты рынка»,— говорит эксперт.
«Интенсификация добычи РЗМ открывает дорогу производству постоянных магнитов с уникальными магнитными свойствами, сохраняющимися в широких диапазонах температур, без которых невозможна работа современных электродвигателей, в том числе современных электромобилей и беспилотных аппаратов — воздушных и наземных; а также турбин, датчиков, подъемных механизмов, промышленных роботов»,— добавляет Семен Гарагуль.
