Движимость по цене недвижимости
Как изменит цены на автомобили новый утилизационный сбор
Цены на автомобили в России опять пошли на разгон, достигнув исторически рекордного уровня и сравнявшись с ценой недвижимости. Премьер-министр Михаил Мишустин 1 ноября подписал постановление о новых правилах утилизационного сбора. Изменения вступят в силу 1 декабря. Как и почему подорожают машины в ближайшие месяцы, разбирались «Деньги».
Вместе с большинством граждан летом отдыхали в России и цены на автомобили. Но, взяв передышку и набравшись сил, цены осенью вновь рванули вверх: по подсчетам «Автостата», средняя цена новой машины в России по итогам сентября достигла исторически рекордного уровня в 3,34 млн руб. Это на 4% выше, чем в августе, и на 6% — показателя сентября прошлого года. По данным Auto.ru, только за сентябрь текущего года на 5,7% подорожал среднеразмерный кроссовер GAC GS4 (теперь средняя цена этой модели составляет 3,168 млн руб.), на 3,7% вырос в цене кроссовер Hongqi HS3 (до 3,405 млн руб.), на 3,5% — хетчбэк Solaris KRX (до 2,444 млн руб.). Почти на полтора процента подскочили цены на Lixiang L7, EXEED LX и Tenet T7.

Нынешний осенний ценовой всплеск превысил предыдущие исторические рекорды первой половины прошлого года, когда, например, в марте 2024 года средняя цена нового автомобиля достигала 3,24 млн руб. По мнению экспертов рынка, в ближайшие месяцы авто продолжат дорожать в связи с увеличением ставки утилизационного сбора. Его введение планировалось на ноябрь, но было перенесено постановлением правительства на 1 декабря.
Автомобиль и роскошь
С момента своего появления автомобиль считался роскошью. Первый отечественный «Руссо-Балт» (модель С-24/30, мощность — 24–30 л. с.) предлагался в царской России начала ХХ века за 5,5 тыс. руб., что было по тем временам огромной суммой. За нее можно было купить порядка полусотни крестьянских изб (их цена тогда составляла 100–200 руб.) или же пару-тройку уютных домов с садиком в черте Москвы. В советские времена за 5 тыс. руб., в которые оценивались «Жигули», можно было купить однокомнатную квартиру в столице, а за цену «Волги» в 10 тыс. руб.— трехкомнатную квартиру.
Развитие автопрома в России сделало личные транспортные средства в этом веке более доступными. Например, в 2013 году трехкомнатную квартиру в Москве можно было купить по цене десятка новых автомобилей. Тогда при средней цене иномарки в 1 млн руб. средняя трехкомнатная квартира экономкласса в новостройках Москвы стоила 10 млн руб.
Стали более доступными машины и относительно среднего заработка россиян: если в 1970-е на покупку «Жигулей» в СССР требовалось 47 среднемесячных зарплат, то в 2013 году, по подсчетам «Автостата», для приобретения новой иномарки достаточно было 34, а для приобретения отечественного автомобиля — всего 13.
Однако за последние десять лет доступность автомобиля для населения снизилась. В номинальном отношении средние цены на новый автомобиль взлетели более чем втрое — с 1,001 млн руб. в 2014 году до упомянутых выше 3,34 млн руб. нынешней осенью. В результате, по подсчетам «Автостата», для покупки новой среднестатистической иномарки сейчас нужно уже 44 среднемесячные зарплаты. Впрочем, ситуация с доступностью автомобилей отечественного производства при этом изменилась не столь драматично: на покупку автомобиля «Лада» по итогам прошлого года требовалось 16 средних зарплат (то есть всего на три зарплаты больше, чем в 2013 году).
Кстати, сейчас средняя цена нового автомобиля в России равна цене квартиры, правда, не самой большой и не в столицах. Как подсчитали аналитики «Домклик», в сумму 3,34 млн руб. сейчас можно почти уложить покупку однокомнатной квартиры площадью порядка 35 м в новостройках Ставрополя и Коврова (3,4 млн руб.), в Орле (3,3 млн), в Ангарске и Элисте (3,1 млн), в Пскове (2,8 млн).
Утилизационное повышение
Уже с начала текущего года казалось, что рост цен на автомобили в России удалось обуздать, в какой-то момент они даже уверенно поползли вниз. По данным «Автостата», за первые четыре месяца года средневзвешенная цена на новый автомобиль снизилась на 8%, до 3,1 млн руб. А весной и летом продавцы начали баловать покупателей весьма внушительными скидками, которые в отдельных случаях могли достигать 20–30%. Например, некоторые ходовые модели Haval можно было купить с дисконтом в 17%, Chery — в 26–27%, BAIC — в 27%, а на модель Lada Niva Travel максимальная скидка достигала более 30%.
Но осенью ценовой праздник на авторынке начал сворачиваться. По мнению экспертов рынка, прежние существенные скидки были связаны прежде всего с переполненными складами импортеров, которые начали активно завозить автомобили еще осенью прошлого года. Но к нынешней осени склады изрядно опустели: по подсчетам «Автостата», если в начале года совокупные «стоки» превышали отметку в 500 тыс. машин, то сейчас они уже сжались до уровня в менее 100 тыс. единиц. Одновременно в сентябре была обнародована информация о том, что в России планируется изменить ставку утилизационного сбора на импортируемые машины, в результате чего часть из них сильно подорожает. Ранее расчет суммы утилизационного сбора зависел от объема двигателя и года выпуска ввозимого из-за рубежа легкового автомобиля. Однако теперь он предполагает учитывать такой показатель автомобиля, как мощность двигателя.
