Главные риски для мировой экономики в 2026 году

ДеньгиБизнес

«Черные лебеди-2026»

Главные риски для мировой экономики в наступающем году

Текст Виталий Гайдаев

Getty Images

В ноябре—декабре 2025 года «Деньги» провели традиционный опрос аналитиков, экономистов и управляющих о ключевых рисках для мировой и российской экономики. Четвертый год подряд основные опасения респондентов связаны с вооруженными конфликтами. Новыми страхами стали раздувание «пузыря ИИ» и влияние искусственного интеллекта на безработицу, конфискация замороженных резервов Банка России, а также революция в США и дефолт по американскому госдолгу.

Военные риски

Четвертый год подряд эксперты, опрошенные «Деньгами», называют ключевым «черным лебедем» для мировой экономики и финансовых рынков расширение действующих конфликтов и появление новых. Об этом свидетельствует и последний опрос Goldman Sachs управляющих family office в разных регионах мира. «Судя по нему, большинство (61%) респондентов считают главным риском геополитические конфликты, причем 66% полагают, что в ближайшие 12 месяцев эти риски будут нарастать»,— констатирует руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. «Градус геополитической истерии в мире сейчас таков, что непредсказуемых событий, которые можно отнести к „черным лебедям“ по Талебу (американский экономист Нассим Талеб.— «Деньги»), почти не осталось. Даже Третья мировая и ядерные удары уже предмет обсуждения и планирования»,— говорит гендиректор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев.

Хотя нынешняя администрация Белого дома США и ведет активную работу по завершению конфликта на Украине, сценарии эскалации сохраняются, среди них и вовлечение в конфликт стран НАТО, полагают опрошенные «Деньгами» эксперты. В результате последнего, по их мнению, вероятна блокада Калининграда, которая приведет к росту рисков до уровня ядерного конфликта. В этом случае неизбежны сбой европейской логистики, остановка торговли и новые санкции против России. Такой сценарий, как считает портфельный управляющий Astero Falcon Алена Николаева, может привести к двузначному падению европейского ВВП, рецессии мировой экономики и разгону инфляции. Это, по ее мнению, скажется и на российской экономике, особенно в части экспортно ориентированных компаний, спрос на продукцию которых упадет.

Всерьез опрошенными экспертами рассматривается возможность вторжения США в Венесуэлу. В октябре Вашингтон объявил о переброске своего крупнейшего авианосца Gerald R. Ford в Карибское море для усиления действующей там военно-морской группировки. 16 ноября авианосец прибыл к назначенному месту, и глава Пентагона Пит Хегсет объявил о начале операции «Южное копье». 30 ноября президент США объявил о закрытии воздушного пространства страны. Начало полноценного конфликта между США и Венесуэлой, по мнению экспертов, грозит резким ростом цен на нефть. «Военные действия или жесткие санкции могут временно вытеснить венесуэльскую нефть с рынка, толкнув цены на 10–15% наверх»,— полагает госпожа Николаева.

Наибольший негативный эффект для мировой экономики, по мнению опрошенных «Деньгами», несет полномасштабный конфликт Китая и США из-за Тайваня. По мнению экспертов, он может привести к сильнейшему обвалу мировых фондовых индексов и падению мирового ВВП на 10%. Риски такого конфликта, как считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев, возрастут осенью 2026 года, по мере приближения промежуточных выборов в Конгресс США. «США могут активнее разыгрывать тайваньскую карту, наращивать поставки вооружений на остров и обучать тайванских военных. Это может спровоцировать Китай на силовое решение тайваньского вопроса»,— размышляет господин Васильев. В итоге, по его мнению, произойдет резкое торможение мировой экономики, поскольку на Тайване производится 60% всех чипов и более 90% самых передовых полупроводников мира.

Высокие геополитические риски наряду с фрагментацией мировой экономики, возникновением альтернативных платежных систем являются одним из драйверов спроса на драгметаллы, прежде всего золото, со стороны центральных банков и частных инвесторов, отмечает Ольга Беленькая.

«Пузырь ИИ»

Последний публичный опрос глобальных портфельных менеджеров, проведенный аналитиками Bank of America (BofA), свидетельствует о резком росте опасений относительно «пузыря ИИ». Почти каждый второй респондент банка назвал данный риск ключевым для мировой экономики в будущем году. О существовании такого риска в октябре заявил глава компании Alphabet (управляет Google) Сундар Пичаи, сравнив складывающуюся на рынке ситуацию с кризисом доткомов в 2000–2002 годах. Итогом кризиса 25-летней давности стало падение индекса NASDAQ100 на 80%, банкротство сотен компаний и спад экономики США на 2,2%.

Беспокойство управляющих вызывают уровни, на которых торгуются крупнейшие американские компании, активно внедряющие искусственный интеллект. Только за последние пять лет капитализация одной только «великолепной семерки» — Apple, Microsoft, Nvidia, Amazon, Alphabet, Tesla и Meta (признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ) — выросла в три-семь раз, тогда как индекс S&P 500 прибавил немногим более 40%. Текущие завышенные котировки на американском рынке акций связаны с бумом ожиданий от ИИ. «Сейчас капитализация крупнейших компаний поддерживается перекрестными инвестициями: Open AI и другие вендоры закупают мощности у Nvidia и других производителей оборудования, а те, в свою очередь, инвестируют в софт. При этом объемы контрактов оторвались от реальных цифр выручки и объемов бизнеса, все заключается в ожидании кратного будущего роста»,— полагает заместитель генерального директора по развитию бизнеса, управляющий директор «Ренессанс Капитала» Дмитрий Александров.

По оценке американской исследовательской и консалтинговой компании Gartner, в 2026 году мировые расходы на разработку и внедрение искусственного интеллекта впервые превысят $2 трлн, что более чем на треть больше, чем в текущем году, и в 32 раза выше показателя 2022 года. Основная их часть приходится на американские компании, которые активно строят дата-центры, поддерживая тем самым рост экономики страны. «Если этот сегмент окажется под давлением из-за нехватки денег у ИИ-гигантов, проблемы перекинутся на экономику в целом, а это уже создаст давление на сырьевые рынки»,— предупреждает Дмитрий Александров. Усугубить ситуацию может сохранение жесткой денежно-кредитной политики ФРС США.

Обвал на рынках США в связи со сдуванием «пузыря ИИ» — серьезный риск для мировой финансовой системы, так как волна пройдет по европейскому рынку и рынкам развивающихся стран. «Снижение стоимости активов ударит по настроениям инвесторов, потребительскому спросу, вызвав рецессию. Если это спровоцирует проблему у кредитных организаций, то начнутся проблемы с кредитованием, что уже ударит по реальному сектору, спровоцировав серьезный циклический спад»,— считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. Такой сценарий, по мнению Михаила Васильева, не исключает новый финансовый кризис по аналогии с 2008 годом. На российском рынке кризис может сказаться через снижение нефтяных котировок и возможное ослабление рубля. По оценке господина Васильева, цены на нефть Brent могут упасть в район $40– 50 за баррель, а доллар подорожать до 90–100 руб./$.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении