Что заставляет нас постоянно думать о худшем и все перепроверять?
Случалось ли вам возвращаться домой, чтобы убедиться, что утюг действительно выключен? Или много раз перечитывать письмо, прежде чем решиться его отправить? О том, почему постоянное беспокойство заставляет нас мучительно проигрывать в воображении худший сценарий и как вернуть доверие к самому главному человеку в своей жизни — самому себе, рассуждают наши эксперты.
Помните фильм «Лучше не бывает» и героя Джека Николсона, который маниакально боится заразиться и потому постоянно моет руки в горячей воде, избегает прикосновений посторонних и ест исключительно одноразовыми приборами? «Именно так проявляется обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), — объясняет психолог Марина Мяус. — Навязчивые мысли или образы худшего, что с нами может произойти, — это обсессии, а повторяющиеся действия, которые, как в случае киногероя, не несут никакого смысла, — компульсии. Как бы человек ни хотел от них избавиться, ему это не удается, ведь только так он сбрасывает постоянную тревогу, давно ставшую фоном его жизни».
Успокоение мы получаем не потому, что убедились: условная кофеварка выключена — а поскольку, возвращаясь домой, в очередной раз совершили заведенный ритуал психологической разгрузки. Почему мы выбираем столь странный способ успокоиться?
В бесконечных навязчивых фантазиях они проигрывают все те болезненные чувства и эмоции, которые не умеют проявлять иначе
«Хотя однозначной доказательной базы происхождения этого расстройства до сих пор нет, психоаналитическая теория отсылает нас к детству человека, когда мама хвалила его лишь тогда, когда он был послушным и удобным малышом, — объясняет психолог. — Между тем у детей есть естественные импульсы злости, ненависти и агрессии. Если мать за них только ругает, не помогает осознавать свои чувства и справляться с ними, малыш учится их вытеснять. Во взрослом возрасте человек прячет в обсессии или компульсии свои запретные, как ему кажется, фантазии и желания, пытается быть для всех хорошим, чтобы его не отвергли».